Вокруг света 1966-01, страница 50Когда двое вооруженных людей, индеец и белый, боятся друг друга, один должен умереть. Винтовка белого человека обычно «быстрее», чем луки, стрелы и прочее примитивное оружие индейца. «Обычно, но не всегда», — подчеркивает д-р Беллиззи, который сам попал однажды в такую переделку, что остался жив только чудом. Одна из первых экспедиций, в которой участвовал д-р Беллиззи, направлялась к тому месту, где живет чрезвычайно воинственное племя ксикринов. Оно относится к группе каяпо и живет в штате Пара, в долине реки Риу-Фреску. В экспедиции, кроме Беллиззи, был еще один доктор, проводник, человек двадцать индейцев каяпо и «кубен-кран-кегн» (христианин, у которого на голове волосы») — лысый миссионер, который получил от индейцев такое прозвище, потому что носил парик для защиты от тропического солнца. — Двое суток мы шли по джунглям, — рассказывал мне Беллиззи, — но не нашли никаких признаков ксикринов. На отдых располагались очень рано, не потому, что мы уставали? а скорее потому, что не хотели пугать ксикринов поздним приходом. На второй день мы разожгли большой костер, чтобы согреться и, кроме того, продемонстрировать наше дружелюбие — показать, что нам нечего скрывать. Должен сказать вам, что вечера в джунглях длинные и невероятно скучные. Читать при костре невозможно, и мы с удовольствием приняли предложение сопровождавших нас индейцев потанцевать вместе с ними вокруг костра — все-таки это была хоть какая-то замена привычных вечеров у телевизора. Вскоре они обучили нас свадебному танцу, танцу против христиан и нескольким церемониальным танцам. Всем нам это так понравилось, что, когда у индейцев иссякло воображение, мы сами исполнили танец войны. Но танцевать пришлось недолго. Уже через какую-нибудь минуту джунгли ожили. Невидимые доселе ксикрины внезапно появились вокруг нас и осыпали нас дождем стрел. Двое наших индейцев были убиты, многие ранены. Ни один из белых не получил и царапины. Ксикрины не желали слушать Никаких объяснений — они сле дили за экспедицией все время, пытаясь узнать ее цель. Увидев танец войны, ксикрины поняли, что незнакомцы пришли с дурными намерениями. Разрушив стоянку, ксикрины взяли всех в плен. Пожалуй, единственной причиной, объясняющей, почему они не перебили сразу же остальных участников экспе-А^ции, 5ыло то, что ни у кого из них не было никакого оружия, даже ножей. Ксикрины приняли привезенные для них подарки и разрешили доктору Беллиззи и другим участникам экспедиции свободно ходить по лагерю, предупредив, однако, что любой, кто попытается бежать, будет убит. Через пять дней наступила развязка. С одним из любимых воинов племени, Ваурой, приключилось несчастье. Когда он купался в холодной воде Риу-Фреску, его по ноге ударила мечевидным хвостом какая-то рыба, оставив рану глубиной сантиметров в пять. Все думали, что Ваура скоро умрет. — Именно такого случая я и дожидался, — продолжал рассказывать доктор. — Однажды мне уже пришлось удалять миндалины одному индейцу. Позднее он из благодарности стал моим верным помощником. Помню, тогда перед операцией я сфотографировал его миндалины, и это было моей ошибкой. Индейцы решили, что фотографирование — составная часть лечения. С тех пор я каждый раз должен был перед началом операции делать снимок. На этот раз я уж, конечно, не стал вытаскивать фотоаппарата. Я предложил спасти Вауру, но ни он, ни его товарищи не соглашались на операцию. Когда Ваура потерял уж очень много крови, они, наконец, решились, но поставили условие: я и все мои белые спутники должны заранее согласиться на мою смерть в том случае, если лечение не удастся. Ваура взял в руку большой камень и держал его над моей головой, пока я работал. К счастью, все обошлось хорошо. Когда я сделал Вауре местную анестезию, чтобы смягчить боль, он воскликнул: — Ты — бог! Ты — мой брат! Больше ты не будешь ничего поднимать, я буду носить все за тебя, я буду всегда защищать тебя! Битва была выиграна. Ваура стал великолепным медицинским братом доктора Беллиззи на те три месяца, которые тот провел среди ксикринов. Он ассистировал доктору в более чем двухстах операциях по удалению зубов и уговорил всеми уважаемого «пайе» — шамана — согласиться на укол. Инъекция имела потрясающий успех: «пайе» стал уговаривать сделать укол своей дочери, всем своим сыновьям, друзьям, а потом и вообще всем односельчанам, хотя они в этом и не нуждались. Однако не всем везло с кси-кринами так же, как д-ру Беллиззи. Как-то раз группа ксикринов направилась через джунгли навстречу белым торговцам, чтобы обменять кожу, шкурки и орехи на ножи, ножницы, спички. Получив от индейцев товары, торговцы попытались сбежать, ничего за них не заплатив. Но обмануть ксикринов им не удалось. Пятерых беглецов уже возле лодок настигли стрелы. Спаслись лишь двое. Ксикрины остались верными себе и на этот раз. Когда гнев прошел, они отправились за врачом. — Но я прибыл на место слишком поздно, — вздохнул доктор. — Трое торговцев скончались, по-видимому, сразу, один перед самым моим приходом, а пятый умер уже при мне. Как он смог протянуть так долго, я не понимаю. Все стрелы были отравлены ядом — раствором растертой в порошок древесины кураре с водой. Этот яд мгновенно парализует все мышцы, в том числе мышцы грудной клетки. Самое странное заключается в том, что, как уверяет д-р Беллиззи, ксикрины могли бы отдать торговцам свои шкурки даже бесплатно, если бы те их об этом попросили. Но оказаться обманутыми! Нет! Это ранило их гордость. — Однажды я решил произвести среди индейцев антропометрические исследования. И тут я снова столкнулся с их чувством гордости. Нельзя даже было заикнуться о том, чтобы обмерить нос, лоб, череп вождя. Однако мне все же удалась моя затея после того, как я справился с «таинственным убийцей» — оспой, косившей по четыреста человек в неделю. Племя калапало запрещало мне дотрагиваться до девушек — будь то измерения или лечение. Рисунки И. БРУНИ 48
|