Вокруг света 1966-02, страница 30

Вокруг света 1966-02, страница 30

КЛИН КЛИНОМ!

Каждой зимой в Токио сектой японских «моржей» проводится кампания против насморка. После того как священник, он же по совместительству и тренер, откроет торжественный церемониал молитвой во здравие его подопечных, они начинают усердно окатывать друг друга ледяной водой: десять, двадцать, тридцать ведер — кто больше выдержит...

Так как заклинание тренера не пользуется большим доверием (оно сохраняется скорее как ритуальная традиция), находящийся поблизости врач подготавливает на всякий случай несколько изрядных доз витаминных инъекций. После тридцатого ведра, когда уже зрителей охватывает дрожь, начинается процедура обтирания, которая заканчивается горячим чаем у костра. Итак, для зимы основной тезис любителей «термической закалки»: «Холод против холода».

А летом, надев на себя самую теплую зимнюю одежду и закутавшись с ног до головы, «моржи» собираются в маленьком тесном помещении, предварительно жарко натопленном. Ведь второе правило их общества звучит так: «Жара против жары». По свидетельству очевидцев, участники этих испытаний одинаково хорошо переносят и сильный холод и страшную жару, сохраняя при этом бодрость, здоровье и отличную работоспособность.

СУЕТА ВОКРУГ БОЧКИ

Впервые прокатившись за катере м на бочках, эти двое молодых людей сразу заявили, что водные лыжи обречены. Теперь, если не хотите отстать от моды, надо кататься только на бочках.

Итак, если вы за бочку, деньги — на бочку!

ТАРАУМАРА — НАРОД МАРАФОНЦЕВ

Как известно, марафон — одно из древнейших состязаний и одно из самых изнурительных. Бег на сорок с лишним километров требует от человека исключительной физической и моральной закалки. Невозможно, казалось бы, представить более тяжелую «специальность» в легкой атлетике.

Недавно в иностранной спортивной прессе промелькнуло любопытное сообщение о том, что спортивная федерация Мексики предпринимает попытки уговорить кого-либо из индейцев тараумара принять

участие в марафонском беге на предстоящих Олимпийских играх 1966 года в Мехико.

Кто же такие тараумара и чем они знамениты?

Взгляните на карту Мексики, туда, где Западная Сьерра-Мадре — одна из труднодоступных горных систем Мексики с высотами более 3000 метров — отделяет Мексиканское нагорье от побережья Тихого океана. Это грандиозная мастерская природы, мир горных вершин, царство хлорофилла и снега, гигантских каньонов, веселых альпийских лугов и бурных потоков. Здесь, загнанный в труднодоступные горные районы испанскими завоевателями, живет пятидесятитысячный народ тараумара. «Рараму-ри» — «те, кто быстро бегает», так называли их в древности соседи. Действительно, тараумара — прирожденные и, наверное, лучшие в мире бегуны на дальние дистанции. По сравнению с их соревнованиями даже марафон кажется детским развлечением. Дистанция «каррере» — эти большие соревнования проводятся раз в год — около 270 километров. Лучшее время, показанное тараумара, — 27 часов. Впрочем, и это не рекорд для феноменальных бегунов. Рассказывают, что один из индейцев за пять дней пробежал... 960 километров! А раньше, говорят предания, тараумара мог бежать неделями, останавливаясь лишь, чтобы поспать и поесть. Не было лучших скороходов в государстве ацтеков.

Вот как описывает обычное, «рядовое» состязание тараумара в беге мексиканский журналист Фернандо Беничес.

...Начало назначено на 10 часов. Сейчас уже половина двенадцатого, но никто будто не торопится. Хосе Гвадалупе, капитан одной из команд, прилег на лужайке, в его миндалевидных глазах не отражается никакого волнения. Хосе надел две пары брюк из месклильи (сорт не очень плотной меланжевой ткани) и смазал ноги маслом. Рядом с ним колдун. Время от времени колдун произносит заклинания и делает магические жесты правой рукой, чтобы отогнать злых духов, которых могут натравить на Хосе колдуны, опекающие команды соперников...

Понемногу начинают стекаться первые болельщики. Какой-то парень обходит группы людей, тщетно предлагая биться об заклад на фарфоровую тарелку. Ни у кого, разумеется, нет точно такой же тарелки, но зато принимаются в заклад две одинаковые коробки спичек, упакованные в аккуратный пакетик... Никаких признаков начала соревнований еще не чувствуется. С безоблачного синего неба льются лучи палящего солнца...

Проходит еще несколько часов. Но вот бегуны просят у судьи разрешения начать состязание. Шесть камней, сложенных полукругом на обочине дороги, означают, что участники соревнований должны пробежать шесть кругов по 24 километра. Из десяти бегунов только один надел спортивные трусы,, остальные почти голые. Их мускулистые, смазанные жиром ноги блестят на солнце. Вот бегуны поднимают с земли два дубовых шара, совершают над ними крестное знамение, подбрасывают шары босыми ногами, и бег начинается. За группой бегунов мчатся болельщики. Вскоре все они исчезают из виду, скрывшись за горами, и судьи занимают свои места...

Бегуны то внезапно появляются, причем об их приближении заранее извещает маленький твердый шарик, который они подбрасывают на бегу, то вновь исчезают среди скал, чтобы появиться через два-три часа. Только вечером мне удается увидеть, как бегуны пересекают рощи и речушки и взбираются на покрытые лесом горные склоны с быстротой преследуемых оленей. Слышны крики:

— Гуэрига, гуэрига! — Поднажми, поднажми!

Наступает ночь. Мы ужинаем и ложимся спать, договорившись в полночь пойти навстречу бегунам. В высоком горном небе светятся облака, пронизанные сиянием созвездия Стрельца.

28