Вокруг света 1966-02, страница 41

Вокруг света 1966-02, страница 41

Фотоочерк Ф. СТЕНИНА

аксанское ущелье. Почти на сто километров протянулось оно к Эльбрусу. Дорога как бесконечный коридор. С одной стороны она стиснута вечно чем-то недовольным Баксаном, с другой — отвесными скалами, подпирающими цепь снеговых вершин. Но вот неожиданно горы расступаются, и, как мираж, возникает современный город с четкой линией улиц и многоэтажных зданий. Это Тырныауз — заоблачный город, построенный на высоте 1500 метров над уровнем моря.

Здесь, в Долине ветров (на балкарском языке — Тырныауз), в 1934 году молодые геологи — выпускник Новочеркасского политехнического института Борис Орлов и студентка Вера Флерова нашли кусочки кварца с вкрапленными в них тусклыми искорками чистого молибденита.

«Разведанные запасы Тырныауза являются вполне надежной базой для строительства комбината и большой обогатительной фабрики», — писали в своем геологическом заключении молодые первооткрыватели богатейшего месторождения молибденовых и вольфрамовых руд. И они не ошиблись.

В туманном ущелье Баксана вырос вольфрамо-молибденовый комбинат. За последнее семилетие он стал крупным предприятием цветной металлургии.

...Чтобы спуститься здесь в шахты, надо к ним сначала подняться. Как же иначе, если они находятся на высоте более двух с половиной километров.

По зеленоватому склону горы стремительно несется тень вагончика подвесной канатной дороги. Еще три года назад горняки добирались на работу в автобусах — два с половиной часа по серпантину горной дороги. Теперь здесь пассажирская канатная дорога, и этот же путь занимает всего семь минут.

На фоне синего неба — пик Молибден. Его высота 3100 метров. Два десятилетия назад он был куполом, сейчас его вершина напоминает полумесяц. Там внутри горы — несколько десятков километров шахт, штолен, стволов. На верхних его горизонтах и добывается руда.

Тяжело груженные вагонетки, покачиваясь, плывут над ущельем. Они направляются на обогатительную фабрику.

XXIII съезд партии горняки Тырныауза встречают самой высокой производительностью труда среди вольфрамо-молибденовых рудников

Несколько граммов молибдена, добавленные в сталь, придают ей необычайную прочность и тугоплавкость. Эта сталь в лопастях гигантских турбин гидроэлектростанций, в сверлах мощных буров, достающих пласты кембрийской нефти, в корпусах космических кораблей, уходящих в неведомые просторы вселенной.