Вокруг света 1966-03, страница 77к55ьто бескрайняя даль, задумчивая и загадочная... Я никогда не смогу забыть этого взгляде. Сна работала у колодца, как и вся семья, носила воду в маленьких бурдюках, поднималась от колодца вверх и снова спускалась... Вверх — вниз, вверх — вниз... Наверное, если бы не она, я не просидел бы столько часов у колодца. Мы сидели и молчали, окутанные мраком аравийской ночи... Жители этого маленького оазиса привыкли молчать, когда они отдыхают после целого дня тяжелой однообразной работы. Да и о чем им говорить между собой? День заканчивается и переходит в следующий, и все дни, как две капли воды, похожи один на другой. Наше появление почти не нарушает это однообразие. Мы сидим и молчим. Я не понимаю их диалекта. А говорить о госте в его присутствии им не позволяет врожденное чувство такта — хотя, разумеется, я ни слова не пойму. Дз и мне не хочется нарушать царящую здесь тишину. Лишь изредка бросаю украдкой взгляд на девушку с бездонными глазами. И беспрестанно спрашиваю сам себя, откуда в этих глазах столько непонятной магической силы... Говорят ли эти глаза о великой боли или о трагедии? О неосознанных желаниях? О никогда не умирающей надежде почувствовать себя хоть когда-нибудь человеком? О чем она мечтает? О далеких оазисах? О том, чтобы убежать отсюда? Едва ли. За всю свою жизнь она ничего не видела, кроме родного оазиса, и вряд ли слышала от проезжих купцов рассказы о заморских краях, ибо они избегают разговаривать с женщинами. Здесь она родилась, здесь она и умрет, если только какой-нибудь проезжий шейх или купец не купит или не похитит ее. Перевел К. ТЕЛЯТНИКОВ ДИАГНОЗЫ, КОТОРЫМ ТЫСЯЧА ЛЕТ Ирхеологи, историки, искусствоведы не раз замечали, что некоторые древние скульптуры, фигуры людей в наскальных росписях или в барельефах имеют определенные дефекты, как бы преднамеренно подчеркнутые древними мастерами. Например, можно было увидеть, что автор специально изобразил левшу, однорукого или безногого, указывая на какие-то характерные физические недостатки человека. Всему миру известен знаменитый «Давид» Микеландже-ло. Изученная историками и искусствоведами скульптура, кажется, уже ничего нового не могла сказать о се^е. И вдруг один итальянский врач, присмотревшись к исполину, обнаруживает у него признаки... пупочной грыжи. По его мнению, натурщик, который позировал мастеру, был довольно крепким и физически развитым человекам, страдавшим этим недугом. После этого флорентийские ме-дики-экгперты взялись за обследование и других произведений Микеланджело. Если окажется, что и у остальных скульптур будут обнаружены симптомы подобной болезни, значит великий скульптор пользовался одной и той же моделью. Так врачи стали консультантами у археологов и искусствоведов... И вот при нью-йоркском медицинском колледже открылась «археологическая клиника». «Больных» собрал сюда профессор Вейсман. Он пытается диагностировать болезни, с которыми приходилось сталкиваться врачам древних майя, ацтеков, инков доколумбовского периода. «Больным» — крошечным глиняным фигуркам, найденным при археологических раскопках в гробницах и поселениях, — тысяча и больше тысячи лет. Как предполагают археологи, эти глиняные фигурки клались в могилу умершего в качестве... медицинского заключения о причине смерти. Вот некоторые диагнозы, которые поставили врачи древности и которые подтверждает профессор Вейсман. ...Встревоженная мать баюкает тяжелобольного сына. У ребенка жар, это видно по его приоткрытому рту. Это наводит на мысль, что у ребенка какое-то простудное заболевание или воспалительный процесс. ...Темные пятна на лице древней перуанской статуэтки, нос и губы скульптуры наполовину уничтожены болезнью. Ясно видно, что в данном случае речь идет о проказе или же о подобном тропическом заболевании. ...А вот женская фигурка со скрюченными ногами. Вейсман утверждает, что это сильное размягчение костей, вызванное недостаточностью кальция в костях. ...И наконец, еще три мужские фигурки. Изнуренный болезнью человек, его тело покрыто сплошными опухолями. Живот и левая рука распухли. Вероятный диагноз — рак. Лицо другой фигурки исказила гримаса боли. Человек потирает больное плечо. Его сломанная левая рука в лубке. Очевидно, этот человек стал жертвой несчастного случая. А вот фигурка мальчика, выполненная в форме урны. Его спинной хребет сильно изогнут и торчит наружу. В этом случае, как считает профессор Вейсман, налицо врожденная деформация позвоночника. Таким образом, эта уникальная коллекция глиняных фигурок помогает ученым не только установить возраст некоторых болезней и говорить о распространенности заболеваний той или иной болезнью в древности, но и проследить историю развития медицины у древнего индейского населения Америки. Г. БОСОВ 75 |