Вокруг света 1966-04, страница 45

Вокруг света 1966-04, страница 45

— Я ужасно боялся, что шимпанзе догонят меня: в коробке-то на самом деле было всего несколько штук.

С тех пор обезьяны стали приходить в наш новый лагерь.

...Наконец дожди прекратились. Солнце высушило землю, трава пожелтела и стала хрупкой. Шимпанзе отдыхали на теплой земле, не прячась в ветвях деревьев. Как только наступил сухой сезон, они стали заходить дальше в лес в поисках инжира.

Шимпанзе все время бродят по лесу в поисках пищи. И видимо, наш переезд в новый лагерь не показался им сколько-нибудь подозрительным. Вскоре даже самые робкие из них перестали нас бояться.

МИСТЕР МАКГРЕГОР РАЗОЧАРОВЫВАЕТСЯ, А МАЙК ЗАРАБАТЫВАЕТ ПРЕСТИЖ

Мистер Макгрегор обожает птичьи яйца. Обычно он раздавливает яйцо во рту, впихивает туда же горсть листьев, а потом начинает жевать этот «яичный салат». Однажды он стащил шесть куриных яиц, которые Эдна только что сварила вкрутую. Бедный мистер Макгрегор! Раскусив первое яйцо, он стал ожидать, когда восхитительная жидкость разольется у него во рту. Потом с выражением крайнего замешательства выплюнул «салат» в руку и уставился на него. Он набрал новых листьев и опять попытался изготовить любимое блюдо. Четыре раза с одинаковым успехом повторил он эту процедуру.

Но мистер Макгрегор был обезьяной «с головой»: в конце концов он принялся за бананы, а мы в это время умирали со смеху.

Взволнованные или расстроенные, шимпанзе очень часто проявляют воинственность. Они носятся и таскают за собой палки или сломанные вет

ки, бросают камни и сучья, подпрыгивают, хватаясь за ветки, топают по земле. Теперь же они обнаружили, что столы и стулья просто великолепны, если умело пустить их в дело. Чайник и другие небольшие предметы оказались незаменимы в качестве метательных орудий. Ну, а для игры лучше всего подходили колышки от палатки. Но только Майк сумел использовать все эти никому не нужные предметы так, что это изменило его «общественное положение».

Раньше, до того, как мы поселились в новом лагере, Голиаф, Джон Буль и Лики были самыми почитаемыми среди шимпанзе. Майк, хотя он был довольно крупным по размерам, никем серьезно не воспринимался. Он был трусливым и беспокойным, вздрагивал при любом шорохе. На него постоянно нападали остальные самцы. По возвращении мы нашли совершенно другого Майка: теперь его боялся каждый. Кто знает, быть может, мы сами помогли ему достигнуть власти, оставив без присмотра пустые банки из-под керосина?! Он пристрастился бросать и таскать эти банки по земле, производя невероятный шум. Пока другие шимпанзе спокойно отдыхали где-нибудь поблизости от палатки, Майк подходил к тенту, выбирал банку и уходил с ней. Внезапно он начинал переваливаться с боку на бок, испуская низкие крики. Когда они сливались в сплошное улюлюканье, Майк бросался вперед, швыряя перед собой банку. Шимпанзе, как правило, не любят сильного шума (собственные вопли они в счет не принимают). Не удивительно, что Майк своим странным поведением — а он мог управиться и с тремя банками сразу — напугал остальных. Нам эти постоянные концерты тоже стали надоедать, и мы в конце концов решили прятать банки. Но к тому времени он уже не нуждался в них. Вся эта бутафория возымела свое действие: Майк повысился в ранге. При его приближении другие шимпанзе начинали нервно дрожать и кланяться до земли, признавая его превосходство.

Пока Седобородый Дэвид уплетает свой банан, Джейн, пользуясь случаем, решила осмотреть его шубу. Дэвид не возражает, он вообще ни на что не обращает внимания, когда ест свои любимые бананы. За один присест — по пятьдесят штук.