Вокруг света 1966-04, страница 47

Вокруг света 1966-04, страница 47

шттштш

III естьДесят лет царствовал над Египтом великий Рам-зес II. А на склоне жизни повелел соорудить на западном берегу Нила у скалы Абу-Симбел большой храм во славу солнца. Рядом был выстроен храм поменьше, во славу богини неба Хатор. Четыре гигантские статуи сидящего фараона охраняли вход в большой заупокойный храм, шесть статуй возвышались перед входом в храм малый.

...С тех пор прошло 3300 лет, и все 33 века глаза четырех каменных Рамзесов смотрели в одну точку — туда, где за голубой дорожкой Нила, за желтым ковром Нубийской пустыни каждое утро вставало солнце. И вдруг Нил стал подниматься, грозя в скором будущем, как только вступит в строй Асуанская плотина, затопить храмы.

«Как спасти Абу-Симбел?» Такой конкурс по просьбе правительства ОАР несколько лет назад был проведен ЮНЕСКО. Победителем стал итальянский архитектор Пьет-ро Гадзола. Когда его попросили изложить в двух словах суть проекта, он ответил: «Ничего не надо делать с храмами Абу-Симбела, если вы хотите спасти их. Надо только поднять их».

Этим как раз и заняты сейчас рабочие, инженеры и археологи самых разных национальностей.

Электропилы с алмазными зубьями стали вгрызаться в камень. Гигантскую статую фараона (ее высота 22 метра, вес 1200 тонн) они разрезают на отдельные блоки по 20—30 тонн. Каждый блок нумеруется, поднимается краном, упаковывается и перевозится на новое место, расположенное на 64 метра выше старого. То же самое предстоит проделать и с храмами.

История археологии, история мировой культуры, пожалуй, еще не знала работ такого размаха. Достаточно сказать, что скальный храм Рамзеса II имеет не только двадцативосьмиметровую высоту, но и еще на 64 метра уходит вниз, под землю. Достаточно сказать, что общий объем перемещаемого «материала» составит около 160 тысяч кубических мегров.

Пройдет несколько лет, и великолепные храмы, созданные мастерами древнего Египта, спасенные мастерами XX века, снова примут прежний вид. И снова каменные глаза фараона будут смотреть туда, где каждый день поднимается солнце. Только между солнцем и фараоном ляжет синее Асуанское море.

ФАРАОН И МОРЕ

Пока самолет, оторвавшись от дорожки аэродрома Мон-пелье, медленно набирал высоту, оба брата — Жерар и Клод Трев — успели основательно продрогнуть. Журналист Юбел ле Кампион. собиравшийся сопровождать

СКОЛЬКО ВОЗДУХА ДОЛЖНО БЫТЬ В КАРТИНЕ?

44