Вокруг света 1966-07, страница 61И до девяти лет Хиконтекотл был волен делать что хочет. После девяти лет все менялось. За малый проступок ему кололи руки острыми листьями магэя. Если проступок был более серьезным — раздевали догола и заставляли идти среди зарослей кактусов. Если мальчик снова нарушал «правила жизни», его отправляли голым на всю ночь в горы, где так холодно и бродит так много хищников. Наконец Хиконтекотлу исполнилось пятнадцать лет. Жрецы отправили его в «Дом юношества». Здесь обучали ремеслам, рассказывали о религии и всемогущем боге Уитсилопочтли, учили обрабатывать землю. Пять лет жил Хиконтекотл в «Доме юношества». Он был самым сильным среди своих сверстников, он лучше всех бил в барабан и танцевал, он лучше всех знал, как обрабатывают землю и как молятся богам. И еще он был красивее всех. Столько девушек мечтали о нем! И почему бы им не мечтать? Ведь в двадцать лет ацтекские юноши заканчивали обучение в «Доме юношества», и им разрешалось жениться. А Хиконтекотлу было именно двадцать лет. Но Хиконтекотл родился в счастливый день- Ровно год назад был большой праздник. На площади около пирамиды собрались все юноши. Они принесли с собой оружие: луки, стрелы, копья. Жрецы сели на ступени пирамиды, и среди них верховный жрец, облаченный в красное, тот самый, что идет сейчас впереди процессии. Но в руках у него не было тогда ножа. Было перо — голубое перо птицы кетсаль. Каждый юноша должен показать перед жрецами свою силу и ловкость. Весело забили барабаны. На арену выбежал Хиконтекотл с копьем в руке. Против него встали двое тоже с копьями в руках. Хиконтекотл знал этих юношей. Но разве они могли победить его — Хиконтекотла. Удар! Еще удар! Хиконтекотл выбил копье из рук одного противника и направил свое копье в грудь другого. Верховный жрец взмахнул голубым пером. Это означало, что он признает победу Хиконтекотла. К Хиконтекотлу подошли слуги верховного жреца и дали ему лук и стрелу. Юноша должен был попасть в большую черную птицу, которая кружила высоко в небе. Он вскинул лук, некоторое время вел вслед летящей птице, и вот зазвенела тетива, — птица, пронзенная стрелой, упала на землю. Зрители восторженно кричали. Когда все юноши прошли испытания, опять загремели барабаны. Юноши встали в ряд. Жрецы торжественно спустились с каменных ступеней пирамиды и направились вдоль ряда. Верховный жрец подходил к каждому юноше, пристально смотрел на него и шел дальше. Потом жрецы собрались на совет. А после этого верховный жрец направился к Хиконтекотлу. Он показал на него голубым пером, и юноша вышел из строя. Хиконтекотл был признан самым красивым, самым стройным и ловким юношей племени ацтеков. Верховный жрец повел Хиконтекотла к пирамиде, поставил его рядом с собой на каменную ступень, взмахнул пером и громко заговорил, так, чтобы слышали все, кто собрался на площади. — ...Наши предки были разбиты врагами и согнаны со своих земель. Они пошли на юг. Они шли по знойной пустыне, встречая лишь, серые камни и колючие кактусы. Люди умирали в пути, и их хоро нили тут же у дороги, в раскаленном от зноя песке. С каждым днем людей в племени оставалось все меньше, а впереди была все та же пустыня и бесконечная дорога. И когда наших дедов охватило отчаяние, ночью на одном из привалов жрецы обратились к всемогущему богу войны Уитсилопочтли. «Скажи нам, бог, что делать? Или мы все погибнем в этой страшной пустыне!» С темного ночного неба прозвучал голос: «Идите вперед до того места, где увидите сидящего на кактусе орла, в когтях у которого змея. Там вы должны основать свой город». И наши предки снова двинулись в путь. И по-прежнему в небе парили орлы, змеи бесшумно уползали под серые камни, кактусы тянулись своими жесткими стеблями к солнцу, но сколько люди ни всматривались в даль, нигде не было видно кактуса, на котором сидел орел со змеей в когтях. Проходили годы, юноши становились мужчинами, дети юношами, а вожди племени неустанно шагали вперед и вперед. И вот они подошли к горам. Поднявшись на перевал, люди увидели большую долину. В долине были болота, поросшие камышом, и острова среди болот. На одном из островов люди увидели сидящего на кактусе орла, в когтях у которого была змея. ...Когда наши предки увидели орла и змею, они начали плясать, громко бить в барабаны, чтобы их услышал всемогущий Уитсилопочтли. А потом соорудили пирамиду, на ней воздвигли статую бога и принесли ему в жертву самого красивого юношу племени. И с тех пор так было каждый год. И бог оценил доброту ацтеков. Смотрите, в каком городе мы живем! Кто из вас может представить, что здесь были болота? Никто! Стоят дворцы, храмы, пирамиды. Прорыты каналы, и через них перекинуты мосты... Верховный жрец махнул голубым пером, и загремели барабаны. Люди плясали. И все они были согласны отдать в жертву богу самого красивого юношу племени... ♦ # # Это было год назад. А сейчас Хиконтекотл шел по главной улице Теночтитлана и видел перед собой широкую спину верховного жреца, в руке которого уже было не голубое перо кетсаля, а большой острый нож. А там, впереди, на площади уже виднелась пирамида и над ней статуя бога Уитсилопочтли. с которым очень скоро должен встретиться Хиконтекотл. К этой торжественной минуте жрецы готовили его весь год. Каждое утро они обливали его настоями из душистых трав и цветов. Они дали Хиконтекотлу в жены четырех самых красивых девушек. А какая шумная и веселая была свадьба! Она продолжалась целый день и целую ночь. За столом собрались знатные воины и родственники. Все хотели сказать особенные слова о будущем счастье юноши, о том счастье, которое наступит, когда он встретится с богом. Речи заливали пульке — вкусным и хмельным напитком. Речей было много, а пульке жрецы не жалели. Некоторые гости пили умеренно, как 15 кроликов, — так определяли ацтеки степень опьянения. Но один гость во время этой свадьбы напился как 400 кроликов. Он уже не мог уйти с праздника на своих ногах. Это считалось позором у ацтеков. Его били, даже камнями. 59 |