Вокруг света 1966-07, страница 62

Вокруг света 1966-07, страница 62

После свадьбы жрецы поселили Хиконтекотла вместе с женами во дворце.

Юноша бродил по комнатам дворца, играл на дудочке, иногда он смотрелся в зеркальце, сделанное из куска тщательно отполированного обсидиана, — ведь ему все время повторяли, что он самый красивый юноша племени ацтеков. После полудня по голубой глади канала к дворцу подплывала лодка, украшенная гирляндами цветов. Под охраной жрецов юноша вместе со своими женами садился в лодку. Лодка бесшумно продвигалась по каналу, и жители Теночтитлана радостно приветствовали его потому, что он в их глазах был почти богом. Во всяком случае, он встретится с самим Уитсилопочтли.

Но год прошел. Теперь все земные радости остались позади. С каждым шагом пирамида станови-

дении жрецов Хиконтекотл ступал по крутым ступеням пирамиды, поднимаясь все выше и выше. Дойдя до середины, он остановился. Он сломал дудочку, на которой играл своим женам, разбил о каменную ступень зеркало — оно ему тоже было не нужно, и, бросив все это вниз, продолжал подниматься.

Теперь взгляд юноши был прикован к громадной черной статуе бога Уитсилопочтли. Юноше казалось, что именно на него смотрит пустыми глазницами бог, что именно ему он улыбается своей страшной улыбкой.

Хиконтекотл поднялся на самый верх пирамиды, оттуда была видна вся столица — храмы, улицы, каналы, в которых вода голубая и гладкая, как стекло. Но ючсша не видел этого. Он продолжал смотреть на повелителя, которому обязан был от-

Слева направо: нож ацтекского жреца; изображение обряда жертвоприношения у ацтеков (старинные рисунки); ацтекская маска бога войны; ритуальные предметы жертвоприношения.

лась все ближе. Юноша смотрел на ее каменные ступени с волнением. Только избранные могут подняться на них.

Верховный жрец подошел к пирамиде и уже поставил ногу на первую ступень. Процессия остановилась. Народ торопливо стал заполнять площадь. К Хиконтекотлу подвели его жен. Он простился с ними, поглядев каждой в глаза для того, чтобы они запомнили образ своего мужа. Затем с Хиконтекотла сняли дорогие одежды и корону из драгоценных перьев — пусть все видят, как красив юноша, которого отдают богу.

Верховный жрец поднялся на вторую ступеньку, третью. Жрецы подтолкнули юношу, и нога почувствовала гладкий камень пирамиды. В сопровож

дать свою жизнь. Он никогда не был рядом с этой статуей, он никогда не смотрел так близко в ее пустые глаза, которые притягивали, как магнит.

Толпа на площади молчала. Десятки тысяч людей верили, что именно в эту минуту происходит самое главное — разговор бога с нареченным сыном своим. Но жрецы уже не раз видели встречу жертвы с повелителем. Они подошли к юноше, бесцеремонно подняли его и, положив на черный мраморный стол, крепко прижали к столу его руки и ноги. Но Хиконтекотл и не думал сопротивляться. Широко открытыми глазами, с улыбкой он смотрел на голубое небо, и ему казалось, что он уже возносится на это небо и что он скоро, очень скоро увидит самого живого Уитсилопочтли.

Ведь он родился в счастливый день...

Одним взмахом верховный жрец вспарывает грудь юноши. Быстро запускает свою волосатую

60