Вокруг света 1966-07, страница 79

Вокруг света 1966-07, страница 79

ря у тех, кто уже раньше писал об этом крае.

Относится ли книга Кунаева к литературе приключенческой? По первому — беглому — взгляду как будто нет. Кроме загадок природы, герои не разгадывают никаких других загадок. События в произведениях Куваева, конечно, есть, но они как будто бы даже не складываются в сюжет. Вот идут геологи по Чукотке и в условленном месте должны найти бочку с продуктами, сброшенную для них с самолета. А бочки в условленном месте нет. То ли летчик напутал, то ли они напутали. А свои продукты у них кончились, и следующая бочка лежит далеко. Если прямо идти, то не очень далеко. А если идти по маршруту и продолжать исследования, то, пожалуй, и не дойдешь. А они идут, продолжая ис

следования, точно выполняя маршрут. Один рабочий бежит от них, а потом возвращается — совестно стало. Доходят они до второй бочки, наедаются вволю. Вот я рассказал вкратце главный сюжетный поворот повести «Зажгите костры в океане».

Но каким же количеством коллизий насыщена у Куваева эта повесть! Сколько острых конфликтов, ссор и примирений, как меняются за время маршрута люди, сколько чувств, разных у каждого и общих для всех, угадываем мы за ироническими разговорами героев, за их постоянными шутками, и как напряженно, не ослабевая ни на минуту, идет сквозь всю повесть действие. Нет, это, конечно же, приключенческая повесть, самая настоящая приключенческая!

ЕВГЕНИЙ РЫСС

«БРИГАНТИНА» ПОДНИМАЕТ

ПАРУСА

И вспомнилось...

Оранжевые лучи солнца освещают дунайские воды. Последние, вечерние лучи — потому, наверное, такие яркие, огненные. Вода за кормой густая, маслянистая, словно нефть. Лиловые облака медленно наплывают на солнце, и огненный сноп на воде становится тоньше, потом и вовсе исчезает.

«Галс», маленькое лоцманское судно, плывет к рыбакам на Прорву, туда, где «осетра не слышен ход». На корме сидит девушка. В белом платье, с красными горошинами. Щурится от солнца, улыбается, шепчет знакомые слова:

Кто услышал раковины пенье,

Бросит берег — и уйдет в

туман...

Эта картина возникла в памяти тогда, когда я закрыл последнюю страницу книги со стремительным и таинственным именем «Бригантина».

С детства человек мечтает о дальних дорогах, морском ветре, окутанных дымкой горах — мечтает о путешествиях. И на его книжной полке появляются книги, зовущие в путь, — о Пржевальском и Миклухо-Маклае, Нансене и Скотте, Джемсе Куке и Ар-сеньеве и многих других, шагавших и шагающих по свету людях, людях высокого долга и отважного сердца.

В этом году со стапелей издательства «Молодая гвардия» вы

шла в море «Бригантина», которая по праву займет свое место в библиотеке поклонников «музы дальних странствий».

Это сборник рассказов, зарисовок, очерков о путешествиях, поисках и открытиях.

Просты, но удивительно емки и ароматны рассказ В. Некрасова «Санта-Мария» и «Огни Ла-Ман-ша» — английские записки Константина Паустовского. Сочны и лаконичны курильские зарисовки молодого писателя Г. Снегирева. Очарование суровой таймырской природы наверняка овладеет вами, когда вы прочтете дневник И. Соколова-Микитова. Многие новые стороны жизни Чили — самой узкой и самой длинной в мире страны, ее люди, темпераментные и печальные, и прежде всего могучий, как вулкан, поэт Пабло Неруда, — откроются вам в очерке М. Алигер.

Вы узнаете о таинственных исчезновениях судов в безбрежном океане (Л. Скрягин, «Считаются пропавшими без вести»), о пещерных городах Крыма (очерк В. Загорского) и камбоджийском чуде света — Ангкор-Вате (Л. Волановский, «Каменная слава»).

Журналист В. Стеценко будет вашим гидом в путешествии по «картинной галерее» Кобыстана — здесь азербайджанские ученые ведут исследования наскальных

изображений, высеченных 15— 20 тысяч лет назад.

Отрывки из книги Д. Дагена напомнят вам о Кусто, современном капитане Немо, человеке, который посвятил свою жизнь" исследованию океана.

Жаль, конечно, что на борту «Бригантины» 1966 года мало современных знаменитых капитанов. Рассказы о Колумбах нашей Земли — путешественниках середины XX века — должны, на мой взгляд, занимать гораздо больше места на страницах «Бригантины».

В рассказе одного из авторов «Бригантины» Льва Кривенко «Горы» есть такие строки:

«А за спиной невидные в синем разливе гор тропинки, дороги, уводящие нас через перевалы к мятежному морю и возвращающие нас самим себе—к годам нашей юности, молодости». Думается, что эти слова по духу близки всей «Бригантине». Ведь истинная романтика этой книги заключается в том, что ее читатели-мальчишки становятся мужественнее, а взрослых книга эта возвращает к той далекой и в то же время близкой школьной поре, когда хочется убежать юнгой на корабль, совсем как герой некрасовской «Санта-Марии».

В коротком предисловии к сборнику сказано, что «книге противопоказан балласт». Мысль верная, и с ней трудно не согласиться. Но, к сожалению, не все материалы сборника отвечают этому принципу. Вот, к примеру, очерк Ю. Александрова «Соловки». Слов нет, и тема интересна, и фактов любопытных немало, но слишком много штампов — ив картинах природы, и в описании архитектурных шедевров, слишком много стилистически неряшливых фраз. Неудача этого очерка, с одной стороны, делает зримее, рельефнее удачу сборника в целом, и, с другой стороны, показывает — должна показать — редакции, что большой поток статей, очерков и рассказов о путешествиях надо более тщательно просеивать.

Фотографии, помещенные в сборнике, хорошо дополняют очерки и рассказы «Бригантины». А вот рисунки А. Гангалюки разочаровывают. Они вычурны, манерны и просто не отвечают содержанию и духу книги.

«Бригантина» подняла паруса. Теперь она будет выходить в море ежегодно. Пожелаем ей попутного ветра!

Ю. САВЕНКОВ

77