Вокруг света 1966-10, страница 72

Вокруг света 1966-10, страница 72

летучую мъпиъ — его крылья могли складываться. Он был снабжен рулем направления — вертикальной плоскостью в хвосте — и рулем высоты. Впереди два четырех-лопастных мотора вращались паровым двигателем. На этом самолете Адер пролетел целых... 300 метров.

ются новые рекорды высоты, скорости и дальности полета. Растет грузоподъемность и вместимость самолетов. В этом соревновании к 40-м годам ведущее место занимает советская авиация. Многомоторный гигант «Максим Горький» был одним из крупнейших пассажирских самолетов своего времени.

...Но это не останавливало смельчаков,, которые пытались совершать дальние полеты даже на этих, еще не окрепших крыльях. 25 августа 1909 года французский летчик и конструктор Луи Блерио на моноплане собственной конструкции перелетел Ла-Манш.

А мечта звала дальше — не только держаться в воздухе, но и управлять полетом. Талантливые американцы братья Орвилл и Вильбур Райт построили в селении Китти Хаук на берегу Атлантического океана биплан, который имел две большие плоскости и одну маленькую — впереди аппарата, — которая служила рулем высоты. После долгих испытаний в 1903 году братья Райт совершили управляемый полет с помощью механических двигателей.

А через четыре года русский летчик Петр Николаевич Нестеров совершает свой поистине феноменальный полет. Высоко в небе над улицами Киева его самолет впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Нестеров показал, что созданные человеком крылья обладают неисчерпаемыми возможностями. Но чтобы полностью использовать эти возможности, нужен был точный расчет, требовалось создать и развить специальную науку. Творцом такой науки — аэродинамики — стал выдающийся ученый, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский.

Ведущую роль Советский Союз сохраняет и в новой области самолетостроения — реактивной и турбовинтовой. Мировое признание заслужили наши воздушные лайнеры ТУ-104 и ИЛ-18. На международном авиационном салоне в Па-9 риже в 1965 году представители зарубежных авиакомпаний с удивлением и восхищением смотрели на новый советский воздушный гигант «Антей».

Первые каравеллы «пятого океана» были почти беспомощны в воздухе даже при небольшом ветре. И каждый полет на «летающих этажерках» (как прозвали первые аэропланы), обтянутых легкой тканью, скрепленных проволокой и тонкими стержнями, с примитивным и ненадежным рулевым управлением был связан со смертельным риском.

И с тех пор авиация начинает развиваться бурными темпами. Чуть ли не ежегодно устанавлива-

А на этой марке — проект нового советского реактивного гидроплана, мечта и фантазия, воплощенные в точном научном расчете.

В. ПЖТУЛА

70