Вокруг света 1967-05, страница 46ню. — И исчезает, поглощенный темнотой, так же бесшумно, как и появился. Прямо на меня из джунглей выходит группа юношей, человек пятнадцать-двадцать. -Каждый в одной руке держит факел, в другой — лук и стрелы. «Дабаиле басури байде!» — кричат они снова. Я подхожу к ним. — Откуда вы? % — Из Ондраила, — отвечают мне сразу несколько голосов. Я знаю, что деревня Ондраил расположена в пяти-шести милях от Мудулипады. Пройти ночью по джунглям такое расстояние дело нешуточное. — Куда идете? — В селани-динго. Все появилось и исчезло, как сон: факелы, наплывшие из джунглей, юноши с луками и стрелами, призывные крики: «Пойдемте, братья!..» И только таинственное слово «селани-динго» звучит у меня в ушах. Утром я спрашиваю Будамудули: — Что такое селани-динго? Вождь смеется. — Любовь, — отвечает он. — Ты, наверное, видела вчера парней из Ондраила? Ведь только любовь может заставить человека пройти долгий путь по ночным джунглям. Разве не так? — Так-то так... А что же это все-таки — селани-динго? Будамудули опять смеется. — Это дом, где ночью собираются девушки. А парни пошли к ним в гости. Они проведут там всю ночь. А утром снова вернутся в свою деревню. Потом я узнала, что у бондо существуют женские дома, селани-динго, и мужские, ингерсин, — центры жизни неженатой молодежи. Ингерсин, я бы сказала, только своеобразное место собраний юношей. Сюда они приходят, чтобы организовать очередной поход в селани-динго. В селани-динго юноши и девушки усаживаются вокруг очага, иногда поют и танцуют. Девушки угощают своих возлюбленных жареными крысами и салапом 1. Если юноша бывает недостаточно учтив, он может получить увесистый удар рукой, украшенной множеством металлических браслетов. Однажды за деревней Мудулипада я встретила шестнадцатилетнего парня Сукрамудули. Через лоб его тянулась внушительная ссадина. Он угрюмо поздоровался со мной, на разговор его явно не тянуло. — Где это тебя так разукрасйли? — спросила я его. — Нигде, — буркнул парень. — Подрался? — Нет. И снова замолчал. Потом посмотрел на мои руки и заинтересованно спросил: — А женщины в твоем племени браслетов не носят? — Носят, но не так много, как у бондо. — Это хорошо. — Почему хорошо? Тебе не нравится, что женщины бондо носят много браслетов? — Нет, не нравится. У них от этого руки тяжелые. — Значит, тебя женщина побила? — Ну, какая женщина! — возмутился Сукрамудули. — Она моя невеста. Я хожу к ней в селани- 1 С а л а п — вино из сока саговой пальмы. динго. Но она очень строгая. А вчера в селани-динго она меня так ударила, что в глазах темно стало. Другие парни надо мной смеялись. В Мудулипаде существует только дом для юношей — ингерсин.. Это обычная бамбуковая хижина с верандой, очагом и глинобитной суфой. Когда я пришла взглянуть на ингерсин, около него вертелись три холостяка. Это были мальчишки от двенадцати до четырнадцати лет. — Здравствуйте, холостяки! — сказала я им. Мальчишки засмущались, но не ушли. Старший из них тонким голосом ответил: — Здравствуйте. — Это ваш ингерсин? — Да. И тут я в шутку спросила: — Ну, а невесты у вас есть? И к моему удивлению, тонкий голосок мне ответил: — У меня есть девушка. Она из Ондраила. Я подарил ей свой браслет. Я знала, что подношение браслета равносильно помолвке. — И когда же ты женишься? — заинтересовалась я. — В следующем году. «Сколько же тогда лет невесте?» — подумала я. Как выяснилось, невесте было двадцать два. Мне объяснили, что такое соотношение у бондо нормальное. Как правило, девушки выбирают возлюбленных на шесть-семь лет моложе себя. Вот как рассказывала об этом молодая жена по имени Шонкитоки: — Мужа, если он старше, я должна сама слушаться. В нашем племени все слушаются старших. А Сома Боднаик моложе, и он слушается меня. Что скажу, то и делает. А потом я ведь состарюсь. Кто же будет работать для меня, кто будет кормить меня, если муж будет такой же старый и слабый, как и я? А Сома Боднаик накормит меня в старости. Он будет еще молодым и сильным. Поняла? — И Шонкитоки снисходительно посмотрела на меня. Правда, мужчины нередко берут себе вторую жену. Помоложе. И обе прекрасно уживаются. Как и в большинстве племен с родовой организацией, разведенная женщина может вновь выйти замуж. Но для этого она должна вернуться в селани-динго и выбрать там возлюбленного. А ее бывший муж пойдет ночью с факелом через джунгли в тот селани-динго, который ему больше по вкусу. МУДРЫЙ ВОЖДЬ БУДАМУДУЛИ Будамудули уже два года вождь племени. Небольшого роста, коренастый, с несколько мрачноватым взглядом, он медленно выговаривает слова, тем самым придавая им необходимую значительность. Моя первая встреча с ним была несколько необычной. Однажды поздно вечером я пробиралась в кромешной тьме к своему домику. В таких случаях всегда нужен фонарь, и он у меня был. Внезапно на тропинке передо мной возникла фигура человека. Я осветила его фонарем, а он прикрыл глаза рукой, защищая их от яркого света. Человек держал в руке великолепный лук, оплетенный тонкими полосками кожи. Середина его была обтянута тигровой шкурой. Я остановилась, не в силах отвести взгляда от этого уникального лука. И только некоторое время спустя я за 44
|