Вокруг света 1967-05, страница 44

Вокруг света 1967-05, страница 44

Когда к вечеру бондо уходят со своих полей, они всегда оставляют до утра сторожа. Всю ночь он трубит в рог, отпугивая диких животных. (Странная ночная песня гор бондо... Всегда кажется, что в ней звучит страх человека, оставленного один на один с темными враждебными джунглями.

Под манговым деревом была тень и прохлада. Спешить некуда. И так я сидела, а бондо привыкали. Привыкали они долго. Часа два. Я уже порядком истомилась вынужденным бездельем, когда вдруг услышала какое-то движение около одной из хижин. Через несколько минут оттуда появилось несколько мужчин. Правда, у каждого из них в руках были лук и стрелы. Они остановились в отдалении и стали о чем-то совещаться. Потом все присели на корточки и стали точить наконечники для стрел о серый плоский камень. Вжик-вжик! Вжик-вжик! Единственный звук, нарушающий мертвую тишину деревни. Мне стало как-то не по себе: «Эти, видимо, совсем ко мне привыкли, — размышляла я, — Может, даже привязались. Теперь они разделаются со мной, как с ближайшим родственником». О воинственности племени я уже была наслышана. Я достала сигареты.

Один из мужчин подошел ко мне и сказал:

— Здравствуй.

— Здравствуй, — ответила я.

Он выразительно посмотрел на сигареты. Я протянула ему пачку.

— Умеешь курить? — спросил он.

— Умею.

— И я умею. И все наши мужчины и женщины тоже умеют.

В это время раздались откуда-то голоса, замелькали повсюду яркие гирлянды бус женщин. Женщины прошли под навес и стали рушить падди \ изредка бросая на меня взгляды. Наконец самая смелая из них встала и направилась ко мне. Она была хороша собой и обладала каким-то врожденным озорным кокетством. Поблескивая лукаво глазами, в которых еще не успел пройти недавний испуг, она, присев на корточки, ткнула пальцем в грудь:

— Будаи-токи.

Я тоже ткнула себя пальцем в грудь:

— Людмила.

— Люд-ми-л а, — протянула Будаи-токи и залилась ехиднейшим смехом.

Так состоялась моя первая встреча с бондо.

1 П а д д и — неочищенный рис.

ПЛЕМЯ ОБНАЖЕННЫХ

Горная страна бондо расположена в округе Ко-рапут, на северо-западе от реки Мачканд. Река эта протекает по границе между штатами Орисса и ^ндхра. Горы невысокие, не более 1200 метров над уровнем моря, но густые девственные джунгли, покрывающие их, делают страну бондо труднодоступной. «Бондо» значит — «обнаженные люди». Сами же бондо называют себя «ремо» — «люди». Они говорят на своеобразном языке, принадлежащем к группе мунда. Относительная изолированность способствовала сохранению очень древней культуры племени. Она, по всей видимости, сложилась еще в период каменного века. Откуда появились бондо и каково их происхождение — об этом ничего определенного сказать нельзя. Сейчас можно утверждать лишь одно — это одно из древнейших племен не только Индии, но и мира. В культуре бондо есть ряд черт, которые роднят ее с ранней культурой Малайского архипелага и Океании.

...Идут дни за днями, годы за годами, века за веками. Человек рождается, живет и умирает. Куда уходит он после смерти? Куда исчезли целые поколения бондо? И они видели горы и джунгли, и им светили солнце и луна, и они слышали таинственные шорохи джунглей и завывание ветра. Они думали: откуда это все? Кто создал землю такой прекрасной? Кто дал жизнь людям? Кто уводит их в мрак загробного мира? И предки нашли всему объяснение. Но теперешние бондо не ♦удовлетворяются объяснениями предков, складывая свои рассказы и истории. Иногда они представляют себе мир не совсем так, как их прадеды. И поэтому возникло много путаницы. Но бондо это не смущает. Все, что было и есть, все правильно. Ну, а если некоторые пришельцы из чужого мира хотят понять, что к чему, и требуют определенности, то это их собственная забота...

Мир создал бог. Очень трудолюбивый бог Ма-хапрабху. Он сотворил землю, солнце, луну, звезды, людей, а заодно и несколько десятков богов, чтобы самому не было скучно.

А вот далекие предки бондо считали, что мир сотворила богиня Патхконда. И тут концы с концами не сходятся. Патхконда была главной богиней племени, матерью-землей. До сих пор некоторые бондо считают, что Патхконда — самая главная богиня. Махапрабху появился позже, когда в роде главными стали отцы. Бог-солнце — мужчина, отец — он сверг Патхконду. Правда, есть в племени и такие соглашатели, которые заявляют, что Махапрабху и Патхконда — одно и то же. Но разве может быть земля и солнце одним и тем же? Да и сам этот Махапрабху — существо весьма сомнительное. Ведь, оказывается, солнце было женщиной. Да, представьте себе!

Однажды я спросила у бондо:

— Есть родственники у Луны?

— Есть, — ответил он уверенно.

— Кто?

— Сестра есть. Муж есть.

— Кто сестра?

— Солнце.

— А кто муж?

— Солнце.

— Постой, постой! Как же так? Сестра и муж — одно и то же? Кто же солнце — женщина или мужчина?

42