Вокруг света 1967-05, страница 47метила, что человек также пристально смотрит на мой фонарь. — Обменяемся? — спросила я. Владелец лука взял фонарь, протянутый мной, щелкнул несколько раз выключателем, посветил на кроны ближних деревьев и прищелкнул от удовольствия языком. — Возьми лук, — сказал он. — Но это все равно, как если бы я отдал тебе жену. — Что ж, ты теперь остался без жены? — Да нет, — засмеялся он. — У меня дома есть еще две жены. Настоящие. Но лук был самой любимой женой. Так состоялось наше первое знакомство. На следующий день я узнала, что стала обладательницей лука вождя племени бондо. Потом я познакомилась с обеими женами Буда-мудули. Это были уже немолодые женщины, явно старше вождя. У каждой из них в просторной хижине Будамудули было по отдельной комнате. Жены не ссорились и дружно шли каждое утро на его поле. Будамудули тоже шел. Но нередко обязанности правителя племени отвлекали его от семейной трудовой повинности. И обе жены оставались на поле одни. Как и любому вождю, Будамудули полагается разрешать споры. Споров у воинственных бондо бывает много. И они очень утомляли вождя. Из-за этих споров он даже хотел «отречься от престола». Но племени не было суждено пережить правительственный кризис, потому что однажды вождю пришла в голову счастливая мысль. Он часто видел, как бездельничают полицейские в белом домике на окраине Мудулипады. Целыми днями они дремали в тени манговых деревьев или развлекались охотой в джунглях. Такое откровенное безделье на виду у всего племени не давало покоя вождю бондо. Но ведь недаром Будамудули обладает государственным умом. Мысль, которая посетила его в тот день, своей простотой и мудростью поразила его самого. Однако Будамудули, как человек осторожный, решил выждать. Необходим был какой-нибудь инцидент. Как-то у хижины вождя остановились двое. Даже в присутствии Будамудули они продолжали ругаться. — Что случилось? — недовольно спросил вождь. — Вот Лачмикиршани, — запричитал один из бондо, — украл у меня корову и рис. — Нет, найко х, ты послушай, почему я это сделал, ведь он... Но вождь прервал их обоих: — Вы зачем ко мне пришли? Чтобы я разбирался в ваших спорах? Да? Я вам кто — вождь или полицейский? Отвечайте. Спорщики от неожиданности смолкли. Будамудули выдержал положенное время, а потом снизошел к подданным: — Идите в полицию. Я тоже пойду с вами. И хотя вождю хотелось спать после сытного ужина, любопытство превозмогло. Уж очень интересно было узнать, как полиция прореагирует на его затею. Полиция прореагировала, как и положено полиции. Инспектор важно сел и стал допрашивать и виновника и пострадавшего. Будамудули сидел на корточках на полу и торжествовал. Полиция, даже не подозревая того, сняла с вождя весьма утомительную обязанность. С того дня работы у полиции прибавилось. Теперь поли- 1 Титул вождя бондо. цейский инспектор, ругаясь, разрешал очередной спор или ссору. А вождь бондо дремал в тени мангового дерева или работал на своем поле. ТАНЦЫ ДНЕМ Бондо любят танцевать. И делают это хорошо. Все праздники и церемонии обычно сопровождаются танцами. Есть даже легенда о том, как бондо начали танцевать. Первый бондо Сома Бод-наик и его две жены жили на горе Самудра. Ма-хапрабху научил их танцевать. И сказал: «Когда у вас будет жертвоприношение или праздник, танцуйте всю ночь до рассвета, так чтобы все старики, старухи и боги были довольны». И вот Сома Боднаик и обе его жены стали отплясывать ночи напролет. Боги собирались и смотрели на эти танцы и были очень довольны. Я не бог, но мне тоже очень хотелось посмотреть, как танцуют бондо. Но, как назло, празднит ков в это время года как раз не было. Тогда я пошла к вождю и сказала: — Найко, я не видела, как танцуют бондо. — Ладно. Я помогу тебе. Ты хорошо сделала, что пришла ко мне. Сегодня ночью бондо будут танцевать. — А днем они могут танцевать? Мне очень хотелось сфотографировать эти танцы. Будамудули задумался. — Нет, — наконец решительно высказался он, — бондо не привыкли танцевать днем. Сам Махапрабху велел танцевать, когда солнце сядет. — Мы что-нибудь придумаем, — сказал мне Мисра, когда мои переговоры с вождем потерпели полный провал. Старания Мисры в конце концов увенчались успехом: танцы начались утром следующего дня. Около синдибора 1 развели костер. Над его пламенем нагрели барабаны, и они зазвучали звонко и резко. Затем появились женщины. Их танцевальные одежды ничем не напоминали одежду обычную, принятую у бондо. Грудь и бедра были задрапированы цветными кусками ткани. Через плечи были переброшены длинные красные и зеленые полотнища. Их концы охватывали талию и спускались до земли. Ноги были украшены браслетами с бубенчиками. Будамудули, как заправский дирижер, дал сигнал музыкантам, и по джунглям понесся дружный ритм барабанов. Красочный круг женщин сомкнулся и закачался в такт аккомпанементу барабанов, зазвенели бубенчики на браслетах. И, шаркая босыми пятками по сухой земле, хоровод поплыл сначала вправо, потом влево. Руки танцующих оставались спокойными и были прижаты к бокам. Хоровод прошел один круг, потом второй, третий... Потом круг разомкнулся, и все сгрудились вокруг женщины, стоявшей в центре. Несколько женщин затянули песню. Ее подхватили зрители. И теперь танец шел под эту песню, потому что барабаны замолчали. Через некоторое время барабаны снова вступили, тогда медленная, заунывная мелодия оборвалась. К танцующим присоединились другие женщины. У некоторых на руках были дети. Ритм барабана время от времени ускорялся, и тогда движения танцующих из плавных и медленных становились резкими и прыгающими. Затем снова танец входил в прежний ритм, и вновь плавно двигались бондо... 1 Синдибор — каменное возвышение для собраний в центре деревни. 45
|