Вокруг света 1967-05, страница 61А НАРЕ /V\of>yA ЛкФс ПАрИЖАНКЕРечь пойдет о женщинах Парижа, не о Парижанке. Ибо это разные вещи. Парижанка стала мифом, понятием, образом. А женщины Парижа — это жизненные судьбы — различные, яркие, своеобычные. Парижанку «придумали и создали писатели. Бальзак описывал ее привлекательную фальшь, уживающуюся рядом с искренним простодушием. Бальзак видел разницу между парижанкой и провинциалкой не в месте жительства, а в самой сути. Парижанка скрывала под хрупкой внешностью ум и трезвость, смелость и безудержность. Провинциальную львицу, что властвовала над сердцами в своем департаменте, Париж немедля лишал трона. «Чудесным утром, — писал Бальзак, — вы гуляете по Парижу. И вам навстречу идет женщина; первый же взгляд, брошенный на нее, кажется предисловием к прекрасной книге, обещающей открыть мир элегантных и утонченных вещей... На ней нет ни ярких одежд, ни вычурных пряжек... На ногах ее однотонные серые чулки, башмачки изящнейшей простоты... Но поглядите, как она ставит ногу, и вы замрете в восхищении». Это описание верно и поныне. Женщины Парижа по-прежнему славятся своей элегантностью. Но сегодняшние женщины Парижа — выходцы из всех слоев, уроженки многих стран. Аксиома: женщина Парижа может быть из Рима, Мадрида, Лимы, Рио, Боготы или Бейрута. Зачастую она приезжает из Бордо, Лилля или Мазаме. Кино и современные скорости уравняли шансы. Париж набирает женщин со всего света, но только он кладет на их портрет окончательный штрих. Через двадцать лет после Бальзака Тэн1 описывал продавщицу парижского магазина. «Это какая-то особая порода женщин, — говорил он. — Я приобрел совершенно ненужные мне перчатки... Но то, как она их продает, стоит затраченных денег. Никакого жеманства или навязчивости. Голос мягкий, поставленный; понимающая улыбка сообщницы; движения размеренные, грациозные; жесты умелой 'Ипполит Тэн (1828—1893) — французский искусствовед второй половины XIX века. (Прим. ред.) |