Вокруг света 1967-06, страница 29борцы стоят, согнувшись, время от времени то один, то другой испускает воинственный клич, подзадоривая соперника. И вдруг... Прыжок, тела переплелись в крепком захвате. Соперники держат друг друга за плечи, толкают корпусом, стараясь сбить партнера с ног. Проигрывает тот, кто коснется земли головой, рукой, коленом, плечом, — короче говоря, любой частью тела, кроме ступней. Подножка, рывок — побежденный летит на землю. А победителя под восторженные крики болельщиков несут к навесу из циновок. „КОЖАНЫЕ ЧУЛКИ-НА ЭЙСТЕДФОДЕ «...Народу много тут живет по духу гордого; настойчивы и ловки они... На сшитых своих судах они широко бороздят и море бурное и бездны океана, чудищ полные. Не из сосны они сбивают корабли и не из клена; не из ели, как обычно, они сгибают кили челноков, но — чудное дело — они готовят корабли свои из сшитых шкур и часто на таких судах из твердой кожи переплывают широкие моря». Удивление римского географа Авиена, полторы тысячи лет назад описавшего кельтские суда, и сейчас разделяют зрители, которым доводится увидеть «гонки корзин» в западном Уэльсе. Здесь, недалеко от города Кардиган, на реке Тайфи, во время летних праздников-эйстед-фодов и устраиваются традиционные соревнования Валлийцы шутят, что скорее их стоит называть гонками «кожаных чулок»: ведь соревнуются только женщины. Под крики болельщиков, пронзительные звуки рожков и трещоток спешат к финишным буям кожаные корзины... Старинные лодки, на которых ирландские, шотландские и уэльские рыбаки в незапамятные времена отваживались выходить в море (а кое-где плавают на них и поныне), делались так: ивовый остов-корзину с круглым дном обтягивали сверху просмоленными шкурами, а в более позднее время — просмоленной холстиной. Эти хрупкие суденышки назывались курахами. Кельтский Одиссей, сказочный мореплаватель Майль-Дуйн «сооружает себе корабль из трех кож», как повествует об этом предание, и выходит на нем в открытый океан. В своих «Записках о галльской войне» Цезарь сообщает: «Вместо парусов на кораблях (кельтов) была грубая или же тонкая дубленая кожа... Они удобнее (римских) приспособлены к местным условиям и к борьбе с бурями». ...А вот и финал! Последние усилия — и лодка пересекает финишную черту. Болельщики бурно рукоплещут, засыпают корзину победительницы цветами. По древнему кельтскому обычаю, судьи торжественным церемониальным маршем направляются к чемпионке, сводят ее на берег и награждают венком из листьев вечнозеленого падуба. МУСКУЛОПОКЛОННИКИ ИЗ „ 3УРКХАHEXА " Некоторые называют Джафари гладиатором. Он не обижается — пускай их! Но куда чаще, говоря «Джафари», иранцы имеют в виду знаменитый спортивный клуб. И тогда бородатый гигант двухметрового роста бывает горд и счастлив... «Джафари» — ведь не только клуб, Джафари стал идеалом силы и ловкости, впитавшим черты народного мифического героя. В него входит и особый уклад жизни, в котором постоянная тренировка тела — лишь составная часть. «Не может быть полной жизни, — говорят джафаристы, — если не поддерживать в постоянном режиме, не тренировать свое тело». «Джафари» входит в объединение иранских спортивных клубов, которое носит название «Зуркханех». Нет, ничем не напоминают иранские борцы римских гладиаторов. Гладиаторы выходили на арену, чтобы обагрить ее кровью и пощекотать нервы разленившимся зрителям. У иранцев арена — место чуть ли не священное, там под звуки музыки, загадочной, как поэзия и древние персидские поэмы, звучащие, как музыка, рождается гимн человеческой ловкости. Быть может, единственное, что роднит джафаристов с древними гладиаторами, это строго 27 |