Вокруг света 1967-06, страница 46

Вокруг света 1967-06, страница 46

зрительный образ, а фраза необычайно емка.

Вот несколько фраз: «В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг Друга. Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжелые платки. Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами». Как мало написано. Как много сказано!

То первое впечатление необычайно мягкого человека оказалось, как я убедился после, обманчивым. Года два спустя на семинаре один из студентов читал свой рассказ. Как всегда, Паустовский, сидя за столом, записывал отдельные фразы. Потом положил карандаш:

— Как можно в стране, где писали Пушкин, Чехов, где создал свои книги Толстой, как можно в этой стране писать таким канцелярским языком?

И когда он говорил это, у него было лицо человека, который испытывал физическую боль. Он не мог слышать убогий язык, способный выражать только убогие мысли, язык канцелярских бумаг, в котором запечатлена бездушная антинародная сущность бюрократии.

— Вам надо бросить писать,— сказал он жестко.

Великий, наделенный сердцем и разумом, духовно богатый народ создал русский язык. Читая Паустовского, всякий раз поражаешься удивительной красоте, бесконечному богатству русского языка.

В день выпуска, когда наш курс заканчивал Литературный институт, Паустовский говорил:

— Я верю, что мои ученики не используют литературу как средство наживы или достижения карьеры, верю, что для них литература всегда будет делом жизни.

Если это и был завет, так тот завет, которому всю жизнь следует Паустовский, которому он не изменял никогда. Он сам написал об этом в книге «Золотая роза»:

«Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?

Прежде всего — зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить жизнь на земле как пустоцвет и не передать людям с полной

щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого.

Тот не писатель, кто не прибавит к зрению человека хотя бы немного зоркости».

Как бы ни была значительна главная цель, к которой движется общество, на этом долгом пути люди не раз поставят перед собой более временные, более ограниченные задачи. Но и эта ограниченная задача должна казаться людям необычайно важной, чтобы иметь решимость и волю достигнуть ее, чтобы приносить во имя ее любые жертвы. Иными словами, чтобы достигнуть цели, надо видеть дальше нее, а это невозможно без вдохновения, без увлечения. Вот здесь-то и помогает людям литература, которую создают такие же увлеченные люди.

Однако проходит время, и как бы ни было значительно, как бы ни было благородно и необходимо само по себе увлечение, оно кончается. И остывает интерес к тем книгам, которые порождены были временной заботой. На главном пути к главной цели другие заботы выходят на первый план, торопя появление новых книг. Но за этой литературой, «...отражающей временные интересы общества, как ни необходима она для народного развития, есть другая литература, отражающая в себе вечные, общечеловеческие интересы, самые дорогие, задушевные сознания народа, литература, — писал Лев Толстой, — доступная человеку всякого народа и всякого времени, и литература, без которой не развивался ни один народ, имеющий силу и сочность».

Лишь время, а не временные оценки, позволяет оценить такую литературу. Впитав в себя опыт поколений, народное представление добра, такие книги становятся духовным богатством человечества, освещая людям их многотрудный путь.

При всем могуществе современной техники не изобретено еще, нет таких устройств, которые могли бы подсчитать в душах людей то действие, которое произвели на них книги. А впрочем, зачем считать? Важно то,-что книги пробуждают в людях добрые чувства, делают их способными воспринимать радость других, как свою, бороться за победу разума и счастья. Этими драгоценными свойствами наделены книги Паустовского.

ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ

загадки пгмегы •гоыпи

А. ЧУАДЗЕ (АБАСТУМАН-СКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ):

Открыта Сверхновая в галактике 3.389, в созвездии Льва! Когда телескопы обнаружили вспышку, Сверхновая светилась так же, как вся эта колоссальная галактика, отстоящая от нас на расстоянии 40 миллионов световых лет, и была в два миллиарда раз ярче нашего Солнца.

ПЛЕМЯ АМАЗОНОК обнаружено в малайских джунглях. В этом племени «правом гражданства» пользуются только женщины и дети. Мужчины в это царство «слабого» пола имеют право приходить только раз в месяц — остальное время они живут отдельно и целиком подчиняются «амазонкам».

НА ДНЕ НОРВЕЖСКОГО

МОРЯ советские магнитологи во время ^>ейса немагнитной шхуны <<Эаря» обнаружили гигантский прогиб, который проходит вдоль всего побережья Норвегии и продолжается за его пределами. Доктор физико-математических наук М. Иванов считает, что этот прогиб имеет примерно такое же строение* как и глубоководные «желобы» Тихого океана.

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ—ЧЕЛО-ВЕК-АМФИБИЯ. В английском «Сайенс джорнэл» и ряде других изданий появились сенсационные сообщения: после соответствующей обработки наземные существа могут дышать под водой.

Опыты проводились на мышах и собаках. После небольшой хирургической операции рот, легкие и некоторые другие полости тела подопытных животных заполнялись физиологическим раствором, обогащенным кислородом. Все это, судя по сообщениям, давало возможность животным долгое время находиться под водой. Исследователи, проводившие эти опыты, считают, что человек, подготовленный подобным образом, сможет в течение двух часов находиться под водой без воздушного шланга, акваланга или любого другого приспособления для дыхания.

Опубликованы также сообщения о том, что два аквалангиста, Роберт Стеньюит и Фрэнсис Фейл-чик, дали согласие подвергнуться обработке и стать «людьми-амфибиями».

44