Вокруг света 1967-06, страница 76

Вокруг света 1967-06, страница 76

листья. У одной женщины красовались в ушах кусочки бамбука.

Все они были без одежды.

За спиной у женщин укреплены длинные корзины. В руках у мужчин — заостренные бамбуковые палки.

— Пойдем с ними, — сказал Читтампонг.

— Пойдем, господин, — согласился Бун Ма.

Они шли очень медленно. Юмб-ри внимательно глядели себе под ноги — искали съедобные растения. На первый взгляд казалось, что они бредут, не выбирая направления, но вскоре Читтампонг сообразил, что юмбри по каким-то признакам, известным лишь им, отыскивают поляны, где растут дикий ямс и таро.

Вот мужчины-юмбри, перебросившись отрывистыми фразами, присели на корточки у какого-то отверстия в земле. Потом один из них исчез в кустах и вернулся, держа в руках три обрубка бамбука, наполненные водой. Второй внимательно исследовал землю неподалеку от отверстия и, очевидно, нашел то, что требовалось, потому что поднял руку, давая знак первому. Тогда первый стал лить в отверстие воду. Какой-то зверек выскочил из земли, юмбри молниеносно схватил его и столь же молниеносно свернул голову.

Добыча отправилась в корзину. Люди джунглей продолжали свой путь.

С необычайным проворством пробирались они через густейшие заросли. Даже Бун Ма мог позавидовать им.

Ночевали на одной из полян. Воткнув в землю несколько веток, юмбри набросали сверху ворох желтых опавших листьев.

При свете костра дневную добычу разделили на две неравные части: большую — чтобы съесть сейчас, меньшую — утром.

Обуглились бамбуковые трубки, каждый член семьи (они называют ее «меюм», объяснил Бун Ма) получил свою долю. Бун Ма тоже приготовил ужин — в такой же бамбуковой трубке сварил рис для господина чиновника И для себя. Поделился он и с юмбри.

Однако юмбри все не начинали есть.

Глава семьи разбросал в кустах немного риса, встал на колени и, сложив руки, произнес:

— Съешьте эту еду, тигры, и оставьте нас в покое.

И все юмбри стали на колени и повторили:

— Съешьте эту еду и оставьте нас в покое.

После этого принялись за трапезу.

Наевшись, довольные, они отдыхали после трудного дня скитаний.

При свете костра Читтампонг приводил в порядок свои записи.

— Спроси, как его имя, — обратился он к Бун Ма. — И его. И ее.

— Отец,— отвечал старый юмбри. — Жена, сын, жена сына.

— А имя, имя?

Юмбри не понимал.

— Отец, — твердил он, показывая на себя, — сын, жена...

Не добившись ответа, Читтампонг оставил его в покое. Надо было еще многое записать.

Юмбри и Бун Ма тихо переговаривались о чем-то. Молодой юмбри зажал между пальцами несколько обрубков бамбука и начал легонько постукивать по ним палочкой. Эта музыка радовала юмбри. На их лицах было написано блаженство.

Густая лиловая ночь окутала лес.

Музыке людей джунглей вторил разноголосый концерт — крики птиц смешались с резкими воплями обезьян, неумолчно трещали мириады насекомых.

Все это привычно Духам желтых листьев. Это их мир, окружающий юмбри с рождения до смерти. В джунглях юмбри не боятся ничего, кроме «баа» — злых духов да тигра.

(«Еще недавно в семье было трое мужчин, одного утащил тигр», — записал Читтампонг со слов Бун Ма.)

Ночному концерту нет конца. Легкий ветерок покачивает кроны деревьев. Внезапно в хор вмешался протяжный вой, пронзительный и тоскливый.

— У-ааах... — И снова через минуту — уааах...

И сразу смолкли звери джунглей. Лишь сучья потрескивали в костре, бессмысленно стрекотали цикады да продолжали квакать лягушки.

Охваченные ужасом, юмбри замерли, прижавшись друг к другу.

Снова послышался вой, на этот раз откуда-то издалека. Наверное, другой тигр, услышав призыв, подавал голос.

Юмбри сидели, не шелохнувшись, потом тихо заползли в свой шалаш.

«Ни дома, ни имущества — лишь скитания по джунглям, поиски пищи, вечный страх перед тиграми... Печальные Духи желтых листьев, — подумал Читтампонг.— Скорей бы домой!»

КОММЕНТИРУЕТ СТАРШИН НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА ЭТНОГРАФИИ АН СССР Г. Г. СТРАТОНОВИЧ:

«Людьми леса» называет себя затерянное в джунглях Таиланда племя, которое долгое время было известно под названием «Духи желтых листьев» (так называют их соседи: охотники-мео и земледельцы-лао). Многое в образе жизни этого народа и поныне остается загадкой. Ведь до недавнего времени никто из ученых не видел их.

Ученые предполагают, что предки нынешних юмбри — древнейшие обитатели Индокитайского полуострова. Некогда они жили в деревнях, возделывали поля, короче говоря, стояли на гораздо более высокой ступени развития, чем их потомки, сегодняшние юмбри. На протяжении тысячелетий одна за другой катились по Индокитайскому полуострову волны пришельцев с северд. Последние такие переселения отмечены еще в нашем веке. В кровавой борьбе коренное население оттеснялось все дальше и дальше в малопригодные для жизни джунгли. »Вечные поиски пищи заставили юмбри скитаться по дебрям. Постоянный страх перед врагами научил их искусству мгновенно растворяться в зарослях при малейшей опасности. Постепенно утрачивались культурные навыки: незачем строить дом, если его все равно сожгут, сеять рис, если урожай захватит неприятель. Юмбри превратились в собирателей, живущих только тем, что дает им лес. Такая утрата культуры называется «вторичной дикостью».

Этнографам известны и другие народы, утратившие, подобно юмбри свои культурные навыки. Таков, например, народ рук в северо-западном Вьетнаме. Двести лет изоляции в горных джунглях превратили их к началу нашего века в первобытных людей. Ныне люди племени рук переселились в долину, научились обрабатывать землю. К ним пришли врачи и учителя.

Трудно сказать, как сложится дальнейшая судьба Духов желтых листьев. Во всяком случае, в условиях современного Таиланда они по-прежнему обречены влачить печальное существование.

74