Вокруг света 1967-11, страница 31ПАМЯТНЫХ ДНЕЙ Из фондов Какие из экспонатов были получены музеем последними? Вот несколько из них — несколько запечатленных мгновений героиче- 7\/f V Q F Я ской истории нашей страны. Мгно- 1V1 У О Ju JL вений, в которых отразилась вы- _ сокая и сокровенная суть тех дней. Материал подготовили научные сотрудники музея Н. БУЛОЧКИ Н, Г. КОЛОМНЕ Цг В. ЧИЖОВ грамму по снабжению Красной Армии». ...Строги и лаконичны приказы, но за ними — время, великое время борьбы и побед. Эта шашка не была в атаке. Но на ее незамутненно сверкающем лезвии — отблеск стремительных атак, зарницы памятных дней. ...5 июня 1920 года после артподготовки Первая Конная начала прорыв Западного фронта. Первой преодолела вражеские проволочные заграждения и ворвалась в окопы противника 2-я бригада 4-й кавдивизии. Во главе атакующих был комбриг Иван Тюленев. Фронт был прорван —г-и в прорыв устремились дивизии легендарной Конной. ...В день празднования 4-й годовщины Красной Армии пленум Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов чествовал героев отгремевших битв. «...Наш славный товарищ, — говорилось в грамоте президиума Моссовета, врученной Тюленеву, — за твои заслуги перед великой русской революцией честь тебе и слава. Московские рабочие их высоко ценят и долго будут помнить. При сем примите от нас наш пролетарский подарок». Недавно генерал армии Тюленев передал этот клинок в Исторический музей. Хрупок фарфор. И как бережно должны были хранить его человеческие руки, чтобы донести до наших дней это своеобразное свидетельство революционного энтузиазма!.. Пятиконечная звезда и рядом вязь букв: «Пропади, буржуазия, сгинь, капитал». ...В 1920 году группа художников и скульпторов фарфорового завода в Петрограде, воодушевленная ленинским планом монументальной пропаганды, решила запечатлеть на фарфоровых изделиях образы и идеи своего време ни. Это был необычный замысел — на хрупком и нежном фарфоре поместить огневые лозунги революции, изображения матросов и красногвардейцев, рабочих и крестьян. Так родился советский агитационный фарфор — одно из замечательных явлений в искусстве того времени, о котором потом сказал Сергей Коненков: «Мы нуждались в хлебе, в соли, спичках, но с первых дней революции мы были богаты духовно, как ни одна страна в мире». С**V |