Вокруг света 1967-11, страница 38

Вокруг света 1967-11, страница 38

пламенем — ляджуар улучшается в белом пламени, он темнеет и приближается к цвету самого высшего сорта — ниили: а ниили не нужно и пробовать, он синее всего на свете. Мы берем образцы для музеев, для испытания огнем.

...Мы открыли тогда не только лазурит. Обнаружен был и свинец, но главное — мы обследовали и нанесли на карты целый район, который раньше был «белым пятном».

На следующее лето — в 1931 году — наша экспедиция вновь отправилась на Памир. А к концу года было решено создать Таджикскую комплексную экспедицию для изучения всех естественных ресурсов республики. Эту невиданную по масштабам экспедицию возглавил Н. П. Горбунов — в прошлом,

при В. И. Ленине, управляющий делами Совнаркома, в будущем — академик, выдающийся советский ученый. В 1932 году эта экспедиция состояла из 72 отрядов, в ней работало 300 научных специалистов. около тысячи рядовых участников. Экспедиция, названная Таджикско-Пам^рской, продолжалась шесть лет, стала базой всей научной жизни Таджикистана. В 1936 году, отмечая пятилетний юбилей экспедиции, ученые организовали выставку, посвященную итогам ее работ. Выставка рассказывала о сотнях открытых месторождений, о построенных на их основе заводах и комбинатах, о разгаданных «белых пятнах», помеченных на географических картах линиями горизонталей рельефа, сеткой речных систем, треугольниками пиков; об особенностях климата Памира, его ледников, озер и о построенных в самых труднодоступных уголках гор обсерваториях, метеорологических, гляциологических, сейсмических, биологических станциях...

Работа ученых-исследователей способствовала освоению производительных сил республики, расцвету всего народного хозяйства и культуры.

Бывая в Таджикистане ежегодно, я всегда поражаюсь, всегда восхищаюсь чудесным преображениям края, когда-то еще на моей памяти — труднодоступного и глухого!..

Дороги... Как они меняют облик самых далеких уголков страны! Они приходят туда, где начинается новая жизнь, — в заснеженную тундру и в раскаленные пески, в гаежные глухие дебри, в скалистые отроги гор.

Памирский тракт пробили в неприступных скалах. При взгляде на стремительный поток машин, мчащихся по широкой магистрали, почти невозможно представить себе, что когда-то здесь лепилась по узким карнизам и зыбкими оврингами висела над черными пропастями едва заметная тропа, на которой не сумели бы разойтись при встрече даже два ишака. Сегодня этим трактом гиганты трейлеры пересекают весь Памир, доставляя многотонные грузы в десятки городов и кишлаков.

Кия-Ашу — «Верблюжий перевал». Он считался почти непроходимым — летом осыпи, зимой лавины. А теперь три с половиной километра туннеля пронзили гору на высоте трех с половиной тысяч метров. Это один из участков новой первоклассной дороги Фрунзе — Ош.