Вокруг света 1968-01, страница 67

Вокруг света 1968-01, страница 67

им работать с новым материалом — серо-голубоватым сланцем. Из сланца хайда стали делать для продажи свои знаменитые трубки и фигурки животных.

Место, где находится карьер, — тайна племени, и хайда ревниво хранят ее.

Пришельцы принесли на острова различные болезни, и болезни эти, безобидные для европейцев, произвели страшные опустошения среди индейцев. .После нескольких эпидемий в племени осталось всего пятьсот человек, которые поселились в двух деревнях на острове Грейам._

...Коллекционеры из Нью-Йорка, Лондона, Оттавы спешили на острова Королевы Шарлотты и скупали у индейцев фигурки китов, палтусов, волков, бобров, медведей. В больших городах работы хайда стоили бешеные деньги. А фигурок становилось все меньше и меньше.

Сланец очень капризный материал. На воздухе он быстро твердеет и становится хрупким, поэтому работа с ним требует тщательности неимоверной. Недели, а то и месяцы корпит резчик над каждой статуэткой, а плата за труд столь мизерна, что ни один из индейцев не может прожить на нее.

Даже прославленным мастерам — Эденсоу, Гроссу, Джексону, Брауну, чьи работы выставлены в лучших музеях мира, приходилось подрабатывать на лесопилке или на консервном заводе.

Старые резчики умирали, и некому было продолжать их дело. Рвение миссионеров привело к тому, что молодое поколение хайда стало презирать собственную — «языческую» — культуру.

Традиционная символика забывалась, мало кто помнил старые легенды.

К тому же во многих магазинах можно было за умеренную цену приобрести пластмассовые «настоящие тотемы племени хайда» — элегантная упаковка, ярлык: «Работа индейцев хайда», а внизу крошечными буковками: «Сделано в Японии».

Неожиданно Вильям Рид узнал, что его работы разыскивают музеи Америки и Европы, так же как и работы старых мастеров. Все чаще скульптор стал задумываться: почему же искусство его племени так мало интересует младшее поколение? Наверное, смысл старых символов становился им уже чуждым. Наверное, эти абстрактные символы древних мифов должны были принять новые формы и наполниться новым содержанием.

Чтобы всерьез изучить и понять принципы искусств хайда, Рид решил вернуться к своему народу. На радио он подал заявление об уходе. Сослуживцы пожимали плечами: «Чудак этот индеец, да и только! Твердый оклад, пенсия...» «Потянуло на тропу войны»,.— шутили другие.

Тропа войны? Что ж, пожалуй, это и впрямь была война — война с тем сознанием собственной неполноценности, которое убивало дух жизнелюбия у его соплеменников, ушедших от традиций своего народа и не воспринявших культуры белых. Да, это была война, война за их достоинство. И интерес к искусству хайда, появившийся вскоре у молодых, был, несомненно, победой в этом войне.

Первой победой.

Перевел с адшшйского Л. МИНЦ

Б. СИЛКИН

ПЕРНАТЫЙ

МАСТЕР

^то тридцать три года назад в тихоокеанских водах, омывающих Галапагосские острова, — клочки суши, нанизанные на экватор в сотнях километров от Южноамериканского континента, появился английский корабль «Бигль». Среди пассажиров корабля был 26-летний натуралист Чарльз Дарвин. Его целью было изучение богатой фауны островов.

Именно здесь, в этом затерянном среди океана мирке, родилась у молодого ученого идея эволюции видов. Идею эту подсказал ему (как утверждал сам Дарвин) вьюрок галапагосский. Дело в том, что вьюрки, обитающие на каждом из островов, заметно отличались друг от друга. Имя невзрачной птички с тех пор неразрывно связано с важнейшей из биологических теорий.

Вьюрок дарвинский не посрамил своего «крестного отца». Сравнительно недавно было установлено, что эта птичка обладает редким в животном мире талантом. Один из представителей этого семейства — камаринхус паллидус, а в просторечии — вьюрок дятловый — умеет... изготовлять орудия труда.

Эта желтоклювая птичка питается древесными личинками и насекомыми. Но попробуй-ка достань добычу, спрятавшуюся глубоко в стволе, если твой клюв совсем не похож на то долото, которым вооружен настоящий дятел!

Заметив в коре дерева подозрительное отверстие и внимательно осмотрев его, вьюрок улетает в ближайшие заросли кактусов или кустарника. Здесь он выбирает веточку, прутик или колючку, отламывает ее и, убедившись, что она хороша (предварительно отбросив несколько штук «в брак»), летит обратно. Примерившись,, чтобы орудие было по руке, а лучше сказать, «по клюву», пернатый работяга начинает ковырять км в норке, выгоняя оттуда личинку.

Во время обеда вьюрок придерживает лапкой свой инструмент и, если палочка или колючка была удобная, потом опять использует ее — зачем добру пропадать.

Так вьюрок дарвинский вошел в «избранное общество», члены которого пользуются орудиями труда. К этому обществу принадлежат: горная горилла, сшибающая палкой плоды с высоких деревьев, стервятник египетский, который, чтобы разбить крепкие страусиные яйца, поднимается над гнездом й с высоты бросает в него камни, калифорнийская морская вьгдра, которая раскалывает ракушки, прижимая их к камню, положенному на грудь.

5 «Вокруг света» № 1

65