Вокруг света 1968-02, страница 18Там, где господствует нищета, праздники в изобилии... ний, он возвращает потерянные вещи; его можно попросить и о том, чтобы другой потерял что-нибудь; кроме того, святой Антоний — покровитель брака, что опять-таки не без пользы для детей. И святой Фома оказался очень к месту. Он сошел на берег возле пляжа Парипе, научил крестьян обрабатывать землю и выхаживать скот, и как только закончил свою просветительскую деятельность, снова нырнул в волны. Да, святые нахлынули в Байю скопом — и святая Анна, бравая домохозяйка, и святой Франциск, которому посвящен лучший портал города и в чьей церкви совершают богатейшие крестины и венчания и отпевают знатных усопших. Не следует забывать святого Иосифа, ведь есть в Байе и торгующие ремесленники. Но и этих святых оказалось недостаточно: негры прихватили еще и своих. Шанапан хранил их в Африке от оспы, и они остались верны ему, хоть и пришлось его теперь называть Лазарем. Они молятся ему отныне двумя руками. Не в имени дело. Почему бы Шингу, богу-громо-вержцу, не зваться Петром или Иоанном, ведь для грома хватит одного повелителя? Главное — это на каждый случай иметь святого. Среди богов, вывезенных африканцами, был и злой дух Экшу; они умиротворяли его, как он желал того: кровью черной курицы и дымом сигар. Но как ни возрастало число святых, Байе все было мало. Понадобились современные, до сих пор не посещавшие Байю. «Святой электрик» был милостив; он позволил построить у алтаря при реке Контас плотину, и в Байе загорелся свет. А «Блаженный брат связи и всех сообщений» асфальтировал 365 километров между Фейера ди Сантано и Жоасейру. Байянская литургия призывает все новых святых: «Святой пенициллин» благословляет народ шприцем вместе со своими апостолами Стрептомицином и Ауреминином, ведь туберкулез — бацилла дракона. «Святая дева молока» сгущает и консервирует молоко, которое не пучит детям животы и насыщает. На старых кривых улочках Байи лучший транспорт — верный добрый осел. |