Вокруг света 1968-04, страница 52

Вокруг света 1968-04, страница 52

олва обгоняла дивизию Бур-

НЯ лова. Люди говорили о много-тысячной армии, наступающей на Тулун. О том говорили, что партизаны имеют полевые орудия, пулеметы, кавалерию и будто бы есть у них еще невиданный в тайге самолет.

Словно таежный пожар разгорались слухи о том, что в Иркутске идут кровопролитные бои и в разных частях города действует разная власть. В Знаменском-де снова правят большевики, в Иннокентьевском-де появился какой-то Политцентр, на вокзале хозяйничает генерал Жанен, у колчаковцев остались лишь гостиница «Модерн» да здание Русско-Азиатского банка. А шахтерский поселок Черемхово в руках восставших рабочих.

На четвертые сутки похода Бурлов вошел в большое село Гуран: до Ту-луна оставалось двадцать верст.

Гуранские жители встретили изголодавшихся, обмороженных партизан, как дорогих гостей. Бабы топили бани, варили пельмени, мужики собирали теплую одежду, охотники несли боровую дичь, рыбаки — мороженых хариусов.

У избы, где расположился штаб, толпился народ, всем хотелось увидеть Николая Ананьевича Бурлова: о нем уже ходили необыкновенные истории. Люди слушали черного, похожего на цыгана, охотника, который рассказывал, как Бурлов разгромил отряд карателя Рубцова.

— Разбойничал, значица, на Ангаре господин каратель капитан Рубцов. Мужиков на осинах вешал, баб порол, девок насильничал. Одного парня на глазах у матери с отцом пытал. А потом пристрелил, сердце вырезал и в руку ему вложил. «Вот так я и с самим Бурловым поступлю». Прослышал про это Бурлов и решил прикончить карателя. Прикинулись они с Морен-ковым охотниками и приплыли в Верхнюю Кеж-му, где Рубцов стоял. Моренков на берегу остался, Бурлов к капитану на квартиру пришел.

«Медведя,, ваше благородие, убил. В подарочек вам привез».

«Я медвежатину уражаю. Где зверь?»

«В лодке, ваше благородие».

«Пойдем, полюбуюсь».

Приводит, значица, Бурлов капитана к лодке, а там ему шепотком:

«Руки вверх и — не пикать!» Привязали Рубцову камень на шею — ив Ангару. — Рассказчик оглядел слушателей, остановил взгляд на Шурмине. — Правду говорю али брешу?

— Все правда, отец, — подтвердил Андрей.— Тогда Николай Ананьевич с Моренковым весь отряд без боя взяли. Сорок человек вдвоем скрутили. С Бурловым были истории похлеще. Знаете, как он другого карателя — Белоголового ликвидировал? Того, что в тайге «кровавым мальчиком» величали. Пострашнее Рубцова считался. Ну, так вот...

Окончание. Начало в № 3.

1919 год. Колчаковцы отступают на восток, к Иркутску. С запада их преследует Пятая армия красных. К Транссибирской магистрали, по которой движется поезд Колчака и золотой эшелон, стягивают силы партизаны, чтобы ослабить колчаковцев, арестовать „верховного правителя", вернуть народу государственный золотой запас.

Комсомолец Андрей Шурмин, гонец партизанского отряда Даниила Зверева, пробирается через тайгу в партизан-

А. АЛДАН-СЕМЕНОВ

КРАСНЫЕ

И

ОЕЛЫЕ

Главы из романа

50