Вокруг света 1968-05, страница 24

Вокруг света 1968-05, страница 24

выяснить подробности. Туен изучал малые народы мон-кхмерской языковой группы и теперь возглавлял этнографическую экспедицию в центральной части Вьетнама.

— Товарищ Ны говорит товарищу профессору, что их народ раньше притесняли феодалы — лао и князья горных тхаи. Устраивали набеги, уводили в рабство, жить не давали. Хочешь охотиться, хочешь рис сеять — плати дань. А то убьют. Много людей тогда убегало в горы.

— Спроси его, — перебил профессор, — а сам он видел этих беглецов?

— Товарищ Ны говорит, что сам не видел, но отец его видел, и другие старые люди все об этом знают.

Подобные рассказы Туен слышал в провинции Ку-ангбинь уже не первый раз. И каждый раз удивляло точное совпадение подробностей.

Старик тем временем что-то быстро говорил переводчику.

— Товарищ Ны говорит товарищу профессору, что эти люди недалеко живут — отсюда несколько дней пути.

Похоже, что так оно и есть... Правда, пора возвращаться в Ханой. Но какой же настоящий этнограф...

— Спасибо, отец, — сказал профессор на языке сать, — вы нам очень помогли.

Старик Ны просиял. Он вынул изо рта трубочку.

— Переведи ему, — сказал он переводчику, — старики раньше не верили даже — как такой большой человек, а с нами, маленькими людьми, говорит, записывает наши сказки. Теперь верят.

И вновь зажал стершимися зубами трубочку.

СТРАННЫЕ ЛЮДИ У ОБЕЗЬЯНЬЕГО РУЧЬЯ

Рано-рано, когда ночь уже кончилась, а день еще не наступил, обезьяны спрыгивают с деревьев и ковыляют к воде. Чи знал, что обезьяны всегда так делают — рано-рано утром, когда люди спят, обезьяны приходят к ручью.

А охотники уже ждут обезьян. Когда животные сгрудятся у источника, что совсем рядом с пещерой, охотники выпускают отравленные стрелы.

Но обезьяны хитрые. Через некоторое время они перестают ходить к этому источнику. Тогда надо искать новое место, племя покидает пещеру и уходит. Уходит туда, где обезьяны еще не знают страха. Поэтому люди не живут в пещере больше пяти-шести дней. Новая пещера тоже будет у ручья, потому люди племени и называют себя «рук», что значит «живущие у ручьев».

К этой пещере обезьяны ходить перестали. Но еще днем, когда люди искали в лесу пальму зом, из сердцевины которой делают муку, Чи приметил в лесу ручеек, а рядом с ним маленькую пещеру.

И потому ночью Чи выполз на четвереньках из пещеры, где спало племя, чтобы еще до рассвета устроить засаду. Последнее время

дела в племени шли плохо. Исчезли куда-то обезьяны, много дней подряд женщины приходят без муки. Одна женщина ослабела так, что уже и ходить не может, а лежит в пещере на листьях. Наверное, умрет скоро. А если умрет, то из пещеры надо бежать — злые духи камры и кам-мут сразу слетаются к мертвому. А живые должны бежать...

И тут Чи остолбенел. У облюбованного им вчера ручейка горел костер. У костра сидел человек в светлой одежде, закрывавшей все тело. На голове у странного человека была круглая шляпа. Вокруг костра спало еще несколько людей, закутанных с головой в какие-то сетки.

Чужие люди! Враги!

Чи неслышно понесся назад к стоянке.

...Рассвет еще не пришел, когда люди рук покинули пещеру. Осталась лишь одна женщина — ей ничего уже не было страшно, она все равно умирала.

ОГОНЬ В ПЕЩЕРЕ

Среди многих запахов сырых джунглей один всегда говорит о человеке, и только о нем. Это запах дыма. Первым его почувствовал проводник. Он остановился, поднял руку. Вся цепочка замерла. Проводник принюхался, поискал глазами в траве, присел на корточки — еле заметная тропка вела куда-то в сторону. Приглядевшись, проводник заметил узенькую щель в частоколе джунглей.

В дело пошли длинные тяжелые ножи. Запах дыма стал явственнее. Однако никаких признаков жилья не было и в помине.

Проводник — потомственный охотник — снова первым заметил след, впечатавшийся в мокрую красную землю. То был след босой, очень широкой человеческой ступни. Потом и остальные стали замечать следы. А скоро увидели огромный камень, а за ним — чернеющий лаз. Светлый дымок, почти не различимый глазом, вырывался из пещеры.

Послесловие историка

История знает немало случаев, когда племена, отставшие в своем развитии, сталкивались с более передовыми народами. Обычно это оборачивалось трагедией. Достаточно вспомнить тасманийцев, безжалостно истребленных английскими поселенцами, австралийцев и североамериканских индейцев, загнанных в резервации. Тяжелой была и участь тех племен, которые избежали уничтожения. Основы их хозяйства были подорваны, культура, нравы и обычаи разрушались и деградировали.

Только социализм открыл совершенно иную возможность: передовой народ помогает отставшему ликвидировать свою отсталость, в кратчайший срок преодолеть разрыв, измеряемый зачастую тысячелетиями. Этот разрыв заключается не только в уровне экономического развития, он и в общественных отношениях, и в психологии, буквально во всем. Поэтому одной доброй воли тут мало. Нужны немалые средства, нужны специальные знания, наконец, понимание, терпение и такт.

Не просто обучить передовым методам сельского хозяйства бродячих лесных охотников племени рук, преодолеть их отсталость, неграмотность, вековые предрассудки, изменить практически весь строй мышления. Но сделано уже очень много, и главное —

22