Вокруг света 1968-05, страница 55давних пор. У каждой деревни — свои, которые корнями уходят к языческим временам, когда, как писалось в летописи, «игрища утолочена и людии множество на них, яко упихати начнут друг друга, позоры деюща от беса за-мысленного дела». После длинной и холодной зимы, когда солнце поворачивает на лето, прибавляя людям света и разума, как говорил Пришвин, люди начинают чистить свои жилища, жечь во дворах мусор. И чем дымнее костер, тем скорее будут изгнаны «злые духи» зимней скованности. Так полагали раньше. В такой день в деревню съезжаются люди из окрестных сел, родные и знакомые, чтобы разделить с хозяевами веселую игру, которой стали ныне старинные обряды. Все готово к празднику: вымыт белый пол, вытрясены полосатые домотканые половики, вычищены пестрые лоскутные одеяла. Хозяйка, открыв дверь настежь, первым приглашает к праздничному столу Мороза, чтобы угостить его пивом, блинами и таким образом «обезопасить себя» от прихода его весной, когда из ожившей земли покажутся первые всходы. Гости толпятся во дворе, пока кто-нибудь самый храбрый, а может быть, тот, кому больпк- приглянулась хозяйка, со словами: «А хозяйка во дому, как оладья во меду!» — входит в дом с пучком еловых веток. Он начинает «стегать» порог, приговаривая: «Здоровье — в дом, хвороба — в лес». Перед празднеством раскрываются сундуки и извлекаются старинные одежды. Девушки на
|