Вокруг света 1968-08, страница 18

Вокруг света 1968-08, страница 18
ГЛАЗА
СМОТРЯТ В НЕБО

Ф. МАЗЬ ЕР, французский этнограф и писатель

* ам, где волны Тихого океана разбиваются об уступы застывшей лавы... Там, где ветры Антарктики беснуются, наталкиваясь на неподвижных великанов... Высится самый уединенный на всем земном шаре остров — Матакитеранги — «Глаза смотрят в небо». Остров, который европейские мореплаватели окрестили островом Пасхи... под грохот ружейной пальбы.

...Медленно, следя за постоянно меняющимся у прибрежных скал ветром, мы огибаем южное побережье. Одинокий остров окружил себя неуемным бешенством бурунов и безмолвно глядит черными провалами своих пещер, словно силясь увидеть за слепящей чертой горизонта земли, которые исчезли для него навеки.

Под безмятежным солнцем, постепенно очерчивающим контуры пустынной земли, мы огибаем пустынное побережье. Остров Безмолвия надеется на случайное прибытие какого-нибудь корабля, но никогда не ждет его.

Наконец от берега отделяются два каноэ и идут к нам. А мы ждем и разглядываем людей, которые робко поднимаются на борт парусника и приветствуют нас с истинно полинезийской скромностью Радушный прием островитян, нагруженных всевозможным curios 1 и надеющихся продать нам хоть что-нибудь, потому что здесь все очень бедны. И внезапно — безграничная радость, исступленный восторг: они узнают, что моя жена таитянка.

— Ia ora па!

Ликует торжественное приветствие полинезийцев.

Мы отправляемся с визитом к военному губернатору и преподобному отцу, которого зовут «королем острова Пасхи».

Диковины (испан.)

Вполне любезный прием... Губернатор — капитан чилийского флота — принимает нас со всей учтивостью, обусловленной длительной изоляцией.

Губернатор заверяет, что счастлив видеть нас у себя и что нам будет обеспечена помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

И тут же предупреждает нас о том, что для каждого нанятого нами рабочего необходимо получение специального пропуска на право свободного передвижения по территории острова.

...Даже на этом острове, таком отдаленном, жив дух конкистадоров.

...В 1686 году флибустьер Девис отметил на данной широте какую-то землю. В 1722 году Роггевен, командующий флотом из трех кораблей, открыл остров, названный им островом Пасхи — в честь праздника, предшествовавшего дню открытия.

Сначала только один-единственный островитянин отважился подняться на борт корабля. Он получил подарки, и тогда его примеру последовало множество других островитян.

После полудня на острове высадилась рота солдат, и вдруг раздался крик, который предопределил историю острова Пасхи:

— Пли!

Несколько туземцев упало. Среди них тот, кто первым взошел на судно.

И здесь, как повсюду, первые шаги колонизации были отмечены кровью.

Перед отплытием голландцы увидели каменных гигантов, но, решив, что они глиняные, «всеведущие» путешественники не придали им никакого значения.

В 1770 году вице-король Перу решил овладеть островом и отправил туда военный корабль под командованием Фелипе Гонсалеса де Аз до.

В торжественной церемонии на холмах плато Поике были водружены три креста Островитя

16