Вокруг света 1968-11, страница 46ЗАБЫВШИЕ НАЧАЛО ПУТИ В третьем номере нашего журнала за этот год было опубликовано сообщение о сенсационной археологической находке: на Дунае, вблизи местечка Тэртэрия, во время раскопок были найдены глиняные таблички, испещренные таинственными знаками... И оказалось, что отдельные знаки на этих табличках чрезвычайно напоминают те, которыми в III тысячелетии до нашей эры шумерские писцы, жившие за тысячи километров от Дуная, в городах по берегам Тигра и Евфрата, обозначали цифры и имена богов! ...И самое поразительное: как показал радиоуглеродный анализ, тэртэрий-ские таблички были изготовлены по крайней мере за тысячелетие до того, как подобные знаки появились в Шумере, считающейся древнейшей цивилизацией Евразии ак угадывались за горизон* том никому не ведомые земли приметами, известными одним лишь мореплавателям, — то птицами, садящимися на вершины мачт, то плывущими навстречу береговыми водорослями, — так и эту цивилизацию увидели, когда она еще была скрыта за видимым горизонтом истории... «Это выглядит так, будто по мокрому песку проскакали воробьи», — недоуменно пожимали плечами ученые мужи в Европе, когда в 1780 году датский путешественник Кар-стен Нибур показал им копии странных клинописных знаков, которыми были испещрены обломки стен Персеполя, древней столицы персидского царя Да-рия III. Но слишком четко и точно, с какой-то завораживающей целесообразностью были отпечатаны эти «птичьи следы», чтобы одной красивой фразой можно было зачеркнуть сообщение Нибура. Некоторые ученые — в первую очередь и сам Ни-бур — решили все же проникнуть в тайну «воробьиных следов». Но прошло более двадцати лет, а персепольские знаки так и не были расшифрованы, хотя уже многие ученые пытались сделать это. Клинопись оставалась загадочным шифром древних до тех пор, пока в 1802 году скромный учитель немецкой философии из Геттинге-на Георг Фридрих Гротефенд, никогда не занимавшийся историей Персии, не побился об заклад со своим другом, что прочтет персепольскую надпись. И он действительно прочел ее. Прочел, не зная ни одного восточного языка, абсолютно не представляя, по каким лингвистическим законам выстроены эти «воробьиные следы». Он прочел 12 знаков персеполь-ской надписи, обозначавших имена и титулы персидского царя Ксеркса и его отца Да-рия. Гротефенд дал науке ключ к расшифровке всей клинописи! Ключ к познанию тайн истории всей Малой Азии (как выяснится потом, клинопись там была распространена повсеместно). Но... Геттингенские мужи науки, позевывая, выслушали сообщение профессора Тихсена, ознакомившегося с результатами работ Гротефенд а {не могло же, в самом деле, все1" фно известное научное общество выслушивать сына сапожника), были изданы краткие тезисы этого сообщения... И все. Прошло свыше тридцати лет. В 1837 году во время одной из служебных командировок английский дипломат и лингвист Роулинсон увидел на отвесной скале Вехистун, что высится у древней дороги на Вавилон, какой-то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон срисовал и рельефы и надписи. В 1845 году Роулинсон издал книгу «Персидские клинописные знаки в Бехистуне», где на всеобщий суд и обозрение представил копии Бехистунской надписи и свой перевод их. В отличие от доклада Тихсена это сообщение произвело сенсацию. За три года до этого французский исследователь Бот-та открыл близ Хорсабада первый ассирийский дворец. Эта находка буквально ошеломила научный мир. Толпы людей как «Что могло лучше олицетворять ум и знания, чем голова человека, силу — чем туловище льва, вездесущность — чем крылья птицы!» — писал английский археолог Л эй ярд, когда открыл в прошлом веке исполинскую статую крылатого человекольва, изваянную ассирийским скульптором около трех тысяч лет назад... Сейчас науке известны сотни подобных изображений, найденных по всей Малой Азии, в курганах и поселениях разных культур и народов... А начиналось это искусство в то время, когда росли стены первых шумерских городов в излучинах Тигра и Евфрата, когда вырубал из черного диорита безвестный шумерский ваятель статую царя «Гудеа-строителя». на чудо смотрели на памятники удивительного искусства, найденные в безжизненных песках, — изображения царей и воинов, богов и рабов, несущихся во весь опор бородатых лучников и копьеносцев, на гигантские изваяния странных чудовищ с туловищем быка, орлиными крыльями и человеческими головами... И везде — на барельефах и статуях, на стенах древних дворцов — везде исследователи видели «воробьиные следы» клинописи... Из тысячелетнего забвения вставала загадочная и великая цивилизация. Цивилизация столь древняя, что даже Геродоту о ней, по сути дела, уже ничего не было известно. Бук 43 |