Вокруг света 1968-11, страница 49

Вокруг света 1968-11, страница 49

SVJTBA НА ФАЗ£гЩ£ ДА-АНЯ HMfJfE

КАРЛ СТЕФЕНСОН

ЩГ¥] уравьи1 появились утром. Они двигались W к в направлении плантации зловещим прямо-угольником, одна сторона которого составляла три, а другая пятнадцать километров. В панике бежали, спасаясь от смерти, ягуары и пумы, олени и тапиры. Беспорядочно метались и дико кричали обезумевшие от ужаса обезьяны.

Владелец плантации — фазендейро сеньор Лей-нинген не был новичком и знал, что в этом уголке Бразилии такого нашествия можно было ждать каждый день. Плантация была окружена подковообразным рвом ширийой в четыре метра, концы которого упирались в реку. На реке была сооружена плотина. В случае опасности фазендейро мог открыть ее затворы и окружить свои владения сплошным поясом воды. С одной стороны к подкове подходил тамариндовый лес, и ветви высоких деревьев далеко простирались надо рвом. Лейнинген приказал обрубить ветви, чтобы муравьи с них не смогли попасть на плантацию. Кроме внешнего рва, имелся еще и внутренний пояс укреплений: ров меньшей величины, окружавший холм, на котором расположились хозяйственные и жилые постройки. Во рву был сделан специальный желоб, идущий от цистерны с нефтью. Так что, если бы муравьи, преодолев первый ров, достигли плантации, нефть стала бы надежной защитой для осажденных.

Как только стало известно о приближении муравьев, женщин и детей срочно переправили на другой берег реки в безопасное место, г в ров напустили воды. Все мужское население плантации, четыреста работников-индейцев, столпилось на южном конце подковы.

До самого горизонта, насколько мог видеть глаз, все было покрыто черным, металлически поблескивающим движущимся ковром. Вся растительность на его пути исчезала, словно сбитая. Индейцы неистово кричали, размахивали руками,

1 Речь идет о так называемых муравьях-«легионерах» (Eniktus), подлинном биче внутренних районов Бразилии. — Прим. ред.

посылали проклятия надвигающейся опасности. Но расстояние между рвом и муравьями сокращалось, шум постепенно затихал, и, наконец, воцарилась гробовая тишина. На эту тишину наплывала все пожирающая на своем пути лавина из сотен миллионов насекомых. Вражеская армия приближалась в строгом боевом порядке. Увидев препятствие, из центра выделились две колонны и пустились в обход с флангов, желая найти место для переправы. Это заняло немногим более часа. Осажденные за это время успели получше рассмотреть своих противников. Они были красно-черного цве-ца, величиной с палец» Некоторым индейцам даже показалось, что муравьи гипнотизирующе сверлят их холодными сверкающими глазами.

Наконец оба фланга, обойдя ров, достигли реки. По какому-то таинственному телеграфу весть об этом молниеносно разнеслась по всему вражескому лагерю, и гигантский — шириной в сто метров — поток блестящих насекомых захлестнул ров. Вода стала черной. Муравьи тонули тысячами, но им на смену устремлялись новые десятки тысяч. Лейнинген распорядился раздать людям лопаты и нефтяные форсунки. В муравьев полетели комья земли, их поливали нефтью. Но насекомые ответили на это еще более яростной атакой. А в довершение этого течение часто возвращало комья земли обратно ко внутренней стороне рва, и тогда от них тотчас же отделялась зловещая черная лента и ползла наверх. Один из индейцев ударил по такому комку лопатой, и в мгновение ока рукоятка была сплошь покрыта насекомыми. Пеон с проклятиями кинул лопату в ров, но было уже поздно: муравьи покрыли его с головы до ног и впились в тело. Некоторые, покрупнее других, имели особое жало, через которое выпускали в тело своей 'жертвы парализующий яд. Обезумев от боли и ужаса, человек прыгал и бесновался, как дервиш. «Руки в нефть! Скорее!» — крикнул Лейнинген. Несчастный сорвал с себя рубаху и погрузил руки, покрытые муравьями до самых плеч, в большой чан с нефтью. Но даже после этого насекомые не разжали своих челюстей, и другому работнику пришлось давить и отцеплять каждого муравья в отдельности.

По приказу Лейнингена был поднят уровень воды во рву. Люди с облегчением наблюдали, как бурный поток уносил мириады насекомых. Атака была отбита, но муравьи и не думали снимать

Но в последнее время установлено, что язьдк шумеров не похож ни на один* язык мира.

Известный английский асси-ролог Артур Кейт предподожил, основываясь на замеченном им сходстве отдельных элементов культуры, что прародина шумеров — районы Афганистана, Белуджистана и долина Инда. И действительно, при раскопках в долине Инда были обнаружены прямоугольные печати, чрезвычайно сходные и формой и надписями с древнешумер-скими печатями.

Но дальнейшего подтверждения эта гипотеза еще не получила: согласно последним исследованиям именно шумеры оказывали влияние на культуру Инда...

И вот в этом году во многих научных журналах появилось сенсационное сообщение: на Дунае, близ местечка Тэртэ-рия, во время раскопок найдены глиняные таблички, покрытые знаками, напоминающими образцы шумерской письменности.

Ученые пока не могут объ

яснить этот феномен. Неолитическая культура, в одном из поселений которой были найдены эти таблички, достаточно хорошо изучена, чтобы утверждать: в то время, когда они были созданы, жители Дуная просто не могли еще иметь своей письменности. Некоторые исследователи высказали предположение, что какими-то неведомыми тысячелетней давности торговыми путями таблички с шумерскими письменами попали на Дунай, где местные жители видели в них какие-то

46