Вокруг света 1968-12, страница 44наполниться женщинами. Теперь мелодию повели хриплые звуки труб, она потеряла мягкость, стала более резкой и примитивной. И в самых движениях танцующих женщин было больше силы, порывистости и темперамента, чем в мужском танце. Сверкали в солнечных лучах золотые ожерелья, поднимались и опускались обнаженные руки, покрытые татуировкой. Женщины тоже посвящали себя великому богу.,. В самый разгар празднества ко мне подошел длиннолицый человек, завернутый в клетчатое байковое одеяло. Над низким его лбом топорщился седой ежик, светло-карие глаза смотрели пристально и изучающе. Кота почтительно расступились перед ним. — Мадам, — сказал человек на плохом английском языке, — разрешите представиться. Я мистер Сюлли, вождь этого племени, — он небрежно махнул рукой в сторону собравшихся. — Бывший учитель, а теперь реформатор. Я первый образованный человек среди кота. Английский язык и титул реформатора должны были сразить меня на месте. Мистер Сюлли умолк, дабы насладиться произведенным впечатлением. Я молчала, и реформатор пустил в ход последний козырь: — Мадам, не желаете ли вы пройти в мой оффис? И он указал на стоявший поблизости добротный дом. — Зачем вам стоять здесь? — продолжал мистер Сюлли. — Здесь такое яркое солнце. У меня в оф-фисе есть стул, на нем можно сидеть сколько угодно. И потом тут так шумно, да еще эти примитивные танцы, которые вряд ли могут заинтересовать образованного человека из Европы. Я вежливо отклонила лестное предложение и объяснила, что меня интересуют именно танцы, а не оффис со стулом. Мистер Сюлли был явно разочарован. Он откровенно стыдился своего племени и из кожи лез вон, чтобы показать, что лишь по иронии судьбы связан с ним. — Вы знаете, — доверительно сообщил он мне, — я всегда стараюсь говорить по-английски. Ведь язык кота—это язык варваров. Эти люди ничего, кроме своей земли, коров и ремесла, не хотят знать. Сколько лет я пытаюсь провести реформы! Я хочу заставить их стать образованными бизнесменами и плантаторами. Но они невежественны и упрямы. Я старался научить их торговать, но из этого тоже ничего не вышло. Они поклоняются своим выдуманным богам, хотя каждому мало-мальски образованному человеку известно, что нет никаких богов, кроме Шивы и Вишну! Эти дикари до сих пор пускают к себе в гости тода и заводят с ними всякие дела. И это в то время, когда я говорю своему народу: надо дружить не с тода, а с образованными людьми. — Простите, мистер Сюлли, — прервала я его монолог, — давно вы стали вождем этого племени? — О, я был им еще при англичанах. Это были люди великой европейской культуры. — Ну, а что вам сделали тода? — Это длинная история, — важно сказал мистер Сюлли. — Но если вы хотите, я вам расскажу о ней. Двадцать лет назад тода еще приходили на наши праздники. Но потом они вместе с бадага написали письмо о том, что кота отдают своих дочерей в жены тода и бадага. Какая низкая ложь! Я, как вождь, никогда бы не допустил такого: тода — отсталое, невежественное племя! Даже английские чиновники говорили, что все тода — лгуны. Мы написали свое письмо, и господин губернатор просил кота простить лживых тода. Но мы не простили и теперь не хотим с ними иметь дела. — А как же бадага? Ведь они тоже писали письмо, а я вижу многих из них на празднике. Мистер Сюлли наморщил низкий лоб. Мысль реформатора, видимо, усиленно работала. — Бадага? — переспросил он. — Они не были замешаны в этом письме. — Да вы только что сказали обратное! — Господин губернатор и все чиновники сказали мне, что виноваты только тода, а бадага хорошие. Они ведь настоящие индусы, и к тому же среди них есть образованные. Мы должны брать с них пример. Очень трудно было разобраться в рассказе вождя. Но одно стало ясным: в разладе между кота и тода было повинно не только право старшинства, но и английские власти. КАМНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ МНОГОЕ ...Э то случилось так давно, что никто из кота не помнит когда. Бог Комбатрайян сидел на камне и размышлял. И вдруг лоб его покрылся потом. Отчего это произошло — люди забыли. Бог стряхнул пот, и три капли упали на землю. Каждая из этих капель превратилась в человека. Это были первые тода, кота и курумба. В прошлом у них было много общего. И хотя по внешнему облику кота ближе к современным дравидам — темнокожим и курчавым, тем не менее среди них встречаются люди, своими чертами напоминающие тода. Говорят, у кота есть примесь крови тода. Есть среди кота даже голубоглазые. В современных каменных домах кота прорезана АНДЖЕЙ КЛЁНОВИЧ Остров ХОЛОСТЯКОВ акое странное определение да- ских справочников. Взгляните на улицы полумиллионного Дублина или единственную магистраль какой-нибудь деревушки, побывайте в костеле, на конных соревнованиях, на открытии памятника, у входа в кино, в порту, встреча ют иногда Ирландской республи- ющем пассажирский лайнер, в суб-ке. В самом деле, в Ирландии на боту на танцах — и везде увидите, тысячу жителей приходится толь- что между мужчинами и женщина-ко пять браков в год, а статистики ми существует стена. Здесь груп-подсчитали, что три четверти муж- па девушек, там — парней. И так чин между 25 и 45 годами холо- идет с самого детства, со школь-сты. Средний возраст тех немно- ных лет. гих ирландцев, которые в конце — Зачем мне нужно кормить концов решаются связать себя се- дочь чужого человека? — спраши-мейными узами, выше чем где-ли- вает себя Падди, типичный ир-бо — 28 лет для женщин и ландец. Действительно: раз и .так 33 года для мужчин. хватает бед и трудностей, зачем Чтобы убедиться, что Ирландия их самому громоздить?., действительно страна холостяков, К тому же сильное влияние на можно даже не листать страницы матримониальные планы оказыва-нотариальных книг и статистиче- ет и право наследования: в семье 42 |