Вокруг света 1969-04, страница 71

Вокруг света 1969-04, страница 71

Карикатура начала прошлого века (разумеется, английская) высмеивает планы наполеоновского вторжения в Англию воздушным путем.

К середине XIX века, когда мода на шары захлестнула Европу, шутники предлагали перевести на воздушный транспорт буквально все — снабдить баллонами почтовые кареты, всадников, солдат-пехотинцев и даже нянь-гувернанток.

ми», названными в честь поклонников нагретого воздуха, братьев Монгольфье. «Шарльеры» получили такое распространение, что Наполеон даже разработал обширный план воздушного вторжения в Англию.

Каждый полет той эпохи был чем-нибудь примечателен. Один моряк, оторвавшись от земли, прокричал напоследок, что удивит своим полетом весь мир: он забрался слишком далеко и утонул в море где-то возле Плимута. Но самые удивительные приключения выпали на долю двух аэронавтов, вылетевших в 1871 году из осажденного Парижа. На рассвете они обнаружили, что шар летит над Северным морем. Лучше сразу конец, чем медленная смерть в ледяной воде, решили пилоты, и один из них с помощью товарища полез наверх, чтобы поджечь водород; однако газ почему-то не хотел воспламеняться. Оставалось только уповать на чудо. И оно свершилось: перелет завершился благополучной посадкой в Норвегии. Необычное приключение принесло пилотам орден.

К концу прошлого столетия появилась подлинная мода на аэростаты. Многие стремились хоть разок подняться на воздушном шаре. Номер же «А ну-ка полетим, ребята!» стал гвоздем эстрадных представлений.

Но вот появился дирижабль, и сразу воздухоплавание приняло серьезный характер. Управляемый аппарат, естественно, обладал большими преимуществами, и в первую мировую войну обе стороны связывали с ним свои надежды. Да и после войны каждый перелет был памятным событием.

Однако вскоре после серии аварий кончилась эпоха дирижаблей, а последовавшая вскоре гибель гиганта «Гинденбурга» в США завершила дело. Мир дирижаблей ушел в прошлое — особый неповторимый мир. Жаль только, что на их ангарах не укрепили памятную табличку вроде той, которая украшает последний чайный клипер «Катти Сарк»:

ЭТО ВЕХИ НА ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА. МИР БОЛЬШЕ НЕ УВИДИТ ТАКИХ КОРАБЛЕЙ.

Рассказы о полетах на воздушных шарах заставляли трепетать читателей иллюстрированных еженедельников. Этот рисунок из парижского «И ллюст расьона» живописует катастрофу, случившуюся с несколькими денди, решившими вознестись в небо после слишком обильного завтрака.