Вокруг света 1969-07, страница 78

Вокруг света 1969-07, страница 78

Ю. СТЕПАНОВ

Триста чертей и одна ведьма

А вы чертей уже видели? - - спросил мой случайный знакомый в новом еще для меня Каунасе. Интонация была та, с какой добрый хозяин угощает приезжего чем-то новым, но уж очень вопрос был странен.

— Нет еще. — осторожно ответил я. еще ожидая какого-нибудь подвиха, но уже улыбаясь.

Но подвоха не было. В городе были черти, настоящие. Сто тысяч человек могут подтвердить, что видели в Каунасе чертей совершенно наяву, хотя до разговора с ними (любо-иьпно же поговорить с нечистой силой!) дело у них, надо думать, все-таки не дошло.

Вы ошибетесь, если думаете, что вам просто морочат голову. Я сам уже вхожу в те сто тысяч и сам видел чертей.

Триста чертей в одной комнате!.. Целое собрание, блещущее юмором, весельем, лукавством, которыми щедро наградили чертей их создатели.

Первым показывают жемай-тийского черта с великолепным конопляным хвостом. О нем говорят как о не очень совершенном черте — он даже стоять сам не может, прислонен к стене, хотя именно его признали образцом литовского народного творчества. Дело в том, что в Литве (да и только ли в Литве?) в народных представлениях черт весьма популярная фигура. Недаром здесь на старинных народных праздниках и сейчас кто-то из парней наряжается чертом, и, когда хозяйка дома, где идет веселье, спрячет самое вкусное блюдо, именно вездесущий черт должен по запаху отыскать его. Е$от гут ему и бывает работы! Но как правило,

76

черт не плошает — всегда находит, что нужно. Даже если ему и не помогают другие, те, кто поскорей желает отведать спрятанного кушанья и начать, наконец, праздник.

Но как бы ни был хорош тот первый черт, так бы и оставаться ему в одиночестве, если бы... Тут в Каунасе рассказывают такую историю (совершенно, конечно, непроверенную!): будто бы этот черт шепнул своему хозяину, литовскому художнику Антанасу Шмуйдзинавичюсу: «А теперь собирай чертей, чтобы мне одному не было скучно». С этого все и пошло.

Второго черта принес художнику его друг писатель Тумас-Вайжгантас. Но прежде чем подарить его, Тумас-Вайжгантас освободил черта от весьма неприятного соседства: черт был вырезан из дерева вместе с Михаилом Архангелом, который усердно топтал его. Два черта — это уже два черта, и очень им в компанию пришелся маленький, хитрый литовский чертик — шпиерас. Говорят,