Вокруг света 1969-07, страница 79

Вокруг света 1969-07, страница 79

что шпиерас является на землю только по субботам и у него очень узкая специальность: он идет прямехонько на танцы. Там молодые люди чаще всего знакомятся друг с другом, и именно на танцах девушки очень обеспокоены, как бы не напасть на черта. А шпиерас тут как тут. Но его можно перехитрить: говорят, что девушки для этого в старину очень незаметно, потихоньку старались наступить парню на ногу — если есть копыта, значит, ясно — черт!

Когда все больше и больше людей узнавало, что художник Жмуйдзинавичюс собирает чертей, все заражались его веселым лукавством его пристальным интересом к народному творчеству, и подарки посыпались один за другим. Появился и «черт с черевичками» — тот самый, что летал за ними пря

мо во дворец, и «черт на табачном листе» — известно же, что табак — чертово зелье, и «черт-шутник» из Польши — тот, который за свою шутку семь лет в работниках служил у бедняка. Кстати, польские черти при всем их лукавстве на редкость простодушны. Вот, например, что случилось с этим шутником. Съел он у бедняка Харлака на пашне последнюю его краюху хлеба. Дай, думает, посмотрю, что бедняк делать будет, когда горбушки на месте не найдет. А "бедняк даже не обиделся, а только пожалел укравшего: здорово же, наверно, был тот голоден, если умудрился краюху украсть. Черт от доброты человеческой и растерялся. Шмыгнул в пекло, предстал перед Люцифером и рассказал ему всю правду.

- - Плохо ты сделал. У бед

ного Харлака и без нас горя хватает; знать надо, кому чинить зло.., А посему приговариваю тебя на семь лет к покаянию. Поспеши к бедному крестьянину и за зло, которое ему причинил, отслужи у него все семь лет в работниках.

Так и отслужил шутник и теперь с грустью мог* бы рассказать всякому, кто придет смотреть коллекцию, свою исто рию. И у каждого из трехсот чертей своя «биография». Ведь черти-то со всего света: из Японии, Италии, Африки, Канады. Франции.. И в каждом черте своя фантазия, игра, доброе веселье, своя грустная усмешка..

По праздничным дням чертей приходит смотреть до двадцати экскурсий. Это очень много! Так много, что с 1966 года, года открытия музея, его посетило больше ста тысяч человек. Не буду ручаться, но, наверное, все эти люди запомнили радость, которую им так запросто взяли и подарили.

Да, а ведьма-то в музее тоже есть. Это я не придумал. И кроме нее, есть еще «чертиха из Каунаса», «подруга черта», «баба-черт»... В общем шабаш есть шабаш.

Кстати, нет ли у вас какого чертенка? Каунасцы были бы очень рады подарку.

v J