Вокруг света 1969-09, страница 13

Вокруг света 1969-09, страница 13

ЭКСПЕДИЦИЯ УХОДИТ в поиск

Дать бы сюда воду, много воды, и какими урожаями ответила бы земля! С другой стороны, отток воды с севера на огромных пространствах осушил бы болота, освободив для сельского хозяйства в междуречье Обь — Иртыш — Тобол от сорока до шестидесяти миллионов гектаров. Почти на четверть увеличились бы теперешние пахотные земли страны!

Не удивительно, что интерес к повороту сибирских рек необыкновенно возрос сразу же после Великой Октябрьской революции. 1920 год: с предложениями выступает Д. Д. Букинич. 1924 год: Н. Н. Ботвинник. 1927 год: В. А. Монастырев и 3. О. Кирилец. Список можно продолжить.

При всем разнообразии замыслов их объединяет и нечто общее. Авторы предлагали перекрыть плотинами Иртыш, Обь, Енисей и самотеком направить воду в Среднюю Азию через Тургайскую ложбину. Принципиально иное решение выдвинул в 1937 году А. А. Миллер-Шульга. По его плану, сибирская вода должна была преодолевать Тургай-ский водораздел (высота до 30—50 метров) не самотеком, а с помощью насосных станций, каскадом.

В каждом из этих вариантов есть свои плюсы и свои минусы. Подача воды насосными станциями требует большого расхода энергии (сеть таких станций должна обслуживать энергоцентраль примерно той же мощности, что и Красноярская ГЭС). Подача воды самотеком уменьшает расход энергии, но тогда размеры северных, создающих напор водохранилищ должны быть такими, что под водой окажутся огромные площади в Западной Сибири!

Впоследствии была разработана техническая часть проблемы переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. Общий, предварительный вывод исследований не оставлял сомнений в том, что современная техника позволяет осуществить такую «хирургию» водоносной системы, при которой излишки северных вод попадают туда, где они столь нужны.

Но техника в руках преобразователей земли все равно что скальпель в руках хирурга. Землю можно полоснуть хоть сегодня. Полоснуть, перекроить, одни реки рассечь, другие срастить... Расходы на это уже не столь грандиозны даже в масштабах сегодняшнего дня. А в масштабах, скажем, восьмидесятых годов они не будут казаться чрезмерными. Но какими будут природные последствия такой операции?

В первом приближении здесь, как уже говорилось, все радует глаз. Иртыш, Обь и Енисей перегорожены плотинами. От одной шестой до трети их стока повернуто на юг через Тургайские ворота — этого хватит и для орошения южных земель и для поддержания Арала. В междуречьях сибирских рек спал уровень грунтовых вод, исчезли непроходимые болота, плуг гуляет по новым землям.

Повернутая вспять вода образует искусственную реку масштаба Волги. Она течет сначала по Тоболу (против его течения), далее по Тургайской впадине к Сырдарье. На две тысячи шестьсот километров

протянулось ее русло! Местами течение новой реки с помощью насосных станций переваливает через неровности рельефа. Река, движущаяся в гору; река, движущаяся против течения другой реки; река, входящая в список самых значительных рек Земли. Созданная человеком река...

Но у Сырдарьи она не кончается. Один ее рукав орошает землю в бассейне Сырдарьи, ответвляясь при этом еще и к Бухаре. Другой канал тянется от города Кзыл-Орда через весь Кызылкум, пересекает возле Нукуса Амударью, проходит через Каракумы и завершается у Атрека. 3700 километров — вот на какое расстояние должен протянуться канал Сибирь — Средняя Азия (для сравнения: длина крупнейшего в стране Каракумского канала — 900 километров; протяженность Дуная — 2850 километров, Волги — 3690 километров).

Такова предварительная схема новой речной географии Западной Сибири и Средней Азии. Подчеркиваем: предварительная! Далее мы объясним почему.

Такое перераспределение воды в планетарных масштабах, помимо десятков миллионов гектаров осушенных земель Сибири, дает еще до двадцати и более миллионов орошенных гектаров в Средней Азии. Много это или мало? Невероятно много, ибо сейчас в Советском Союзе площадь всех (всех!) орошенных земель равняется 10,3 миллиона гектаров...

Поистине фантастические масштабы!

Как все это отзовется на природе? Климат, очевидно, изменится. Скорей всего незначительно, и сами изменения будут благоприятными (например, должны ослабнуть суховеи). Но учесть эти изменения необходимо, так сказать, до последнего знака.

Еще круг проблем. Подземная «капиллярная» сеть водотоков существенно изменится на огромных пространствах. Как? Какова будет новая география грунтовых вод? Как поведут себя в новых условиях местами накопившиеся в почвах соли? Не попадут ли они на орошенные поля, не засолят ли они с таким трудом отвоеванные земли?

И все эти проблемы неотделимо сплетены с чисто техническими и чисто проектными проблемами, которые тоже еще надо решать и решать.

Как же собираются развязывать этот гордиев узел проблем?

ДАЛИ «ЗЕМЛИ БУДУЩЕГО»

Та география водных трасс Сибирь — Средняя Азия, которую мы описали ранее, — это всего лишь черновой эскиз. Набросок. Например, что касается основной трассы к северу от Тургая, способов переброски воды, размера водохранилищ и выбора места будущих плотин, то на этот счет существует несколько различных вариантов проекта.

Мы рассказали об одном из вариантов не потому, что он самый «главный»: просто нам хотелось дать представление о трассе в целом. Так что изучение наилучших возможных путей подвода си-

11