Вокруг света 1969-09, страница 18

Вокруг света 1969-09, страница 18

своего рода заповедник вулканов, их насчитывается там несколько сот. Тщательное исследование характера извержений, считает Тазиев, даст новые сведения о беспокойной жизни верхней мантии Земли.

МИШЕЛЬ ПЕССЕЛЬ, этнограф, отправляется в новое путешествие по Гималаям. Молодой ученый, будучи еще студентом Сорбонны, поехал в Мексику, на полуостров Юкатан, для знакомства с жизнью индейцев, прямых потомков древних майя. Результатом этой поездки стала книга «Затерянный мир Кинтана-Роо» (отрывки из нее печатались на страницах нашего журнала, а вскоре она выходит целиком в издательстве «Мысль»). В пути Пессель, как он сам пишет, увлекся чтением книги о народах, населяющих... долины Гималайских гор. С тех пор он с увлечением занимается этим районом. Выучив тибетский язык, этнограф отправился в Непал, в княжество Мустанг, очерк о котором мы тоже печатали три года назад, а затем — в Бутан. Целью его будущей экспедиции должна стать долина долгожителей хунза в Пакистане.

ПЬЕР ПФЕФФЕР, зоолог, автор изданных у нас двух книг: «Бивуаки на Борнео» и «На островах дракона», отправился на Мальдивские острова для поимки фосфоресцирующей летучей рыбы. «Путешественнику, равно как и натуралисту, — писал французский зоолог, — приятно сознавать, что в наше время, когда, казалось бы, вся фауна изучена и описана, Природа уготовила еще немало сюрпризов». Пьер Пфеффер с увлечением идет по следам неизвестных животных. Ему принадлежит честь открытия в Камеруне карликовой лесной антилопы. Он был первым, кто дал научно полное описание образа жизни и поведения гигантского варана — «дракона острова Комодо». Неизвестная еще порода фосфоресцирующей летучей рыбы, замеченной, по рассказам, у Мальдивских островов, привлекла сейчас его внимание и станет, возможно, темой будущей книги.

БЕРНАР МУАТЕСЬЕ

Р екорд был почти поставлен. Об этом говорили и газеты, и специалисты-мореходы, и даже сам

16

автор доживавшего последние дни рекорда — знаменитый Чичестер. Он сказал:

«Возможно, мой французский друг Бернар Муатесье и не примелькался еще широкой публикб, но среди кругосветчиков-одиночек он слывет надежным человеком.... По сравнению с тем, что он затеял, переход на яхте через Атлантику выглядит прогулкой в лодочке по реке».

Сэр Фрэнсис Чичестер на сей раз выступал в роли председателя жюри неслыханных доселе парусных гонок — регаты вокруг земного шара. Два года назад шестидесятипятилетний лондонец в рекордный срок сам обогнул планету — за 226 дней. Теперь яхта француза Муатесье, смело проскочив пролив у мыса Горн, выходила на «атлантическую прямую» с опережением графика Чи-честера. Оптимисты ждали его в Плимуте 5 апреля, скептики — не раньше 23-го. Наиболее трезвые поставили датой прибытия в порт назначения 10 апреля, день рождения Бернара. Ему исполнилось в тот день 44 года.

Именинника ждали лавры, или, говоря точнее, Золотой глобус и премия в 5 тысяч фунтов стерлингов, учрежденная лондонской газетой «Санди тайме». Это не говоря уже о кино-, фото- и телеоператорах, титулах и славе.

Но прошел срок, минул и день, назначенный скептиками, потом еще неделя... Все забеспокоились — что случилось? Не несчастье ли? У всех в памяти еще свежа трагическая судьба старого капитана-одиночки Уильяма Уиллиса, смытого со своей «Малышки». Капитанов всех судов, шедших в районе «ревущих сороковых», просили наблюдать за морем. Пилоты рейсовых самолетов тоже высматривали вдали от берегов парусное суденышко.

Напрасно. Похоже было на то, что шестой из девяти участников состязаний сошел с трассы...

Да, их было девять, капитанов, стартовавших по очереди из Плимута с 1 по 31 декабря прошлого года. Правила гонки были просты: одиночкам предстояло обогнуть землю по маршруту австралийских клиперов прошлого века. Они не имели права зайти в порт набрать воды или продовольствия. Они могли рассчитывать только на себя. Англичанин Лесли Кинг не смог справиться с мысом Доброй Надежды — предательский камень изуродовал нос яхты. Заболевший итальянец

Алессандро Кароццо был доставлен на буксире в Австралию. Изнуренный бурей англичанин Джон Ридуэй прекратил борьбу в Реси-фи, в Бразилии. Француза Лои-ка Фужерона прибило к Святой Елене. До Плимута дошел лишь раньше всех стартовавший англичанин Нокс Джонсон на кетче «Суахили». Два его соотечественника — Найджел Тетлей и Дональд Кроухерст — потеряли надежду на приз, но с чисто британским упрямством продолжали путь.

Металлический кетч «Джошуа», названный так капитаном Муатесье в честь первого кругосветчика-одиночки американца Джошуа Слокама, проложившего путь в 1898 году, покрывал с точностью метронома по 150 миль в день. Торговое судно, встретившее его около Фолклендских островов, получило пущенную из пращи записку (Муатесье отказался от радио): «Все в порядке, слава аллаху».

Боги действительно улыбались французу. С 1960 года, когда он начал готовиться к грандиозным гонкам, морская удача глядела ему в лицо. Несколько раз он устраивал себе и своему «Джошуа» труднейший «тест», огибая мыс Горн с единственным матросом — своей женой — на борту, и каждый раз море в этом страшном месте, смиряясь, пропускало его.

В своем доме в провинциальном городке Мант Франсуаза Муатесье, тревожась больше всех, терпеливо ждала вестей.

И вот весть пришла — записка, брошенная тем же способом (пращой) на палубу греческого парохода. «Грек» встретил «Джошуа» у берегов Южной Африки.

«Я не иду в Плимут, — говорилось в записке. — Теперь, когда дорога изведана и я знаю, что могу идти быстро, мне незачем ехать в Плимут ради всего этого шума. Я ненавижу рекорды. Иду к Таити».

Жажда одиночества? Желание продолжить единоборство с морем во втором витке вокруг Земли? Пока это неизвестно. Ответ смог бы дать только сам капитан Муатесье. Но, подойдя после 54 ООО миль пути к Таити и встав у пирса Папеэте, первой своей земной стоянки в «полуторном витке» по морям, кругосветчик-одиночка повторил то, что уже говорил: «Я делаю трудную работу. Единственную, которая мне нравится. И поэтому нахожусь в покое с самим собой». Что же, попутного ветра вам в паруса, капитан...

Капитан Муатьсъе сфотографировал себя, когда он огибал мыс Доброй Надежды.

Выносливости шерпам не занимать. Недаром шерпы-носильщики известны во всем альпинистском мире.