Вокруг света 1969-12, страница 75

Вокруг света 1969-12, страница 75

бирают лишь для себя, для своих личных коллекций, о которых порой и не подозревают ученые. Вряд ли надо говорить о том, что ценность этих книг может определить только специалист. И вряд ли надо говорить о том, какой вред науке может принести такое собирательство ради собирательства.

Каждый, кто найдет где-либо старинную русскую книгу, обязан сообщить об этом ученым, передать им свою находку, которая может оказаться драгоценной.

...А подлинный автограф «Жития» протопопа Аввакума, с поисков которого и началась моя долгая экспедиция? Что ж, все-таки он был найден. В прошлом роду эту бесценную рукопись передал нам в Институт русской литературы рижский коллекционер И. Н. Заволоко.

Спасенная сторонниками мятежного Аввакума, она долго скиталась по Руси, переходя из рук в руки. И. Н. Заволоко случайно обнаружил ее в Москве, в одной из частных библиотек. И теперь она заняла свое место среди тысяч книг, о большинстве из которых еще несколько лет назад ничего не было известно исследователям...

А. И. ШРЕТЕР:

У каждой профессии, верно, свой взгляд на Землю. Для мореплавателя она — нескончаемый океан с островами континентов, для летчика — стартовая площадка в небо, которому нет границ, для археолога — неисчерпаемая летопись труда и свершений исчезнувших поколений. А для меня и моих товарищей Земля — это луг, покрытый травами. Двадцать лет я хожу по этому лугу и не вижу ему конца. И мне кажется, что он так

же велик, как небо, океан, тайны исчезнувших цивилизаций.

Мы ищем траву. Траву, которую в сказках, легендах, преданиях называли то «живой», то «разрыв-травой»... Травой, которая лечит.

Семьдесят лет назад профессор Юрьевского университета Георг Драгендорф составил свод лекарственных растений, известных в то время мировой науке, — 12 тысяч названий. Сейчас только по одной нашей стране известно более 5 тысяч — в несколько раз больше, чем семьдесят лет назад, и этот «реестр» все растет и растет. Но мы не только открываем неизвестное — нам часто приходится искать и забытое. И пожалуй, это самое интересное в нашей работе.

В течение многих и многих поколений знания о лекарственных травах и растениях передавались из поколения в поколение. Шел, как мы говорим, эмпирический отбор единственно необходимого для лечения определенной болезни растения. (Кстати, это тоже интереснейшая и еще абсолютно не разработанная тема для исследований — узнать, как именно, по каким признакам наши предки искали то или иное растение? Как вырабатывались приемы определения качества его? Направленным или случайным был поиск?)

Эти стихийные знания откладывались в памяти народов — их можно прочесть в былинах, летописях, сказаниях, легендах. Зачастую они окутаны мистическими словесами, наговорами и заклинаниями. Да и сами названия чудодейственных трав часто непонятны для нас. Но иногда в древних рукописях приводится все же описание растения — и по этому описанию ищем. Ну вот, например, описание такого рода: «Ягода, цветет

по оврагам и у воды белым цветом, а лист жесткий и поворачивается к солнцу. Тот лист, иссушив на угольях и истолча с ивовою корою, пить от тесноты груди по заутрене...» Однако что это за растение? Ведь есть же оно — растет, цветет белым цветом, даренное нам самой природой лекарство. Но где, по каким оврагам и речным долинам искать его? Бывает, что под такое описание перепробуешь не одну сотню растений с похожими признаками, прежде чем лабораторное исследование подтвердит соответствующие целебные свойства какого-то одного из них, прежде чем мы действительно получим возможность рекомендовать его медицине.

А вот другой пример. Встречается, скажем, где-нибудь в описании — предположим, земли Камчатской — рассказ о том, что есть трава, избавляющая от «горловой засухи». Но даже описание ее внешних признаков отсутствует. На самой Камчатке эту траву давно уже забыли. Тогда в письменных источниках ищем сообщения о том, где, когда какой-нибудь другой народ пользовался от болей в горле травой. И находим — где-нибудь на Карпатах до сих пор старики собирают какую-то определенную траву для пользования от таких же болей. Выясняем химическую формулу карпатского «бальзама» (сейчас биологи определили с химической точки зрения уже десятки тысяч растений мира) и ищем на Камчатке растение с этой формулой.

Вся мощь современной биологической науки и вековой опыт народов — вот что составляет основу нашего поиска. Великий целитель Парацельс писал когда-то: «В течение многих столетий были сделаны многочисленные и прекрасные открытия, и неизвестное теперь будет открыто,

РЕДЧАЙШИЙ ЭКЗЕМПЛЯР «ПУТЕВОДИТЕЛЯ» ПО «ЛЕДЯНОМУ ДОМУ»

Интересный документ середины XVIII века обнаружен недавно в фондах одной из ленинградских библиотек. Это труд известного русского ученого, члена Российской Академии наук, профессора физики Г. Крафта, представляющий собой... подробное описание дворца изо льда, история которого послужила И. Лажечникову поводом для создания знаменитого исторического романа.

«Ледяной дом» был сооружен в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Анны Иоанновны зимой 1740 года. Г. Крафт раскрывает «технологию» постройки этого единственного в своем роде сооружения. Сохранился и подробный архитектурный план «Ледяного дома», а также рисунки, на которых изображено убранство его покоев.

АШХАБАДУ — БОЛЕЕ 2000 ЛЕТ

Это установили туркменские археологи, проводившие в последние

годы раскопки сохранившегося в городской черте древнего холма. Здесь были обнаружены остатки глиняных водосточных труб, изделия из керамики и множество других предметов. Датировка их позволила утверждать, что уже во времена Парфянского царства, существовавшего более двух тысяч лет назад, на территории современного Ашхабада было крупное городское поселение.

ЗАГАДКИ, ПРОЕКТЫ, ОТКРЫТИЯ

72