Вокруг света 1970-05, страница 27оБшолешыене нуждается в комментариях: «Учителя обращаются с белыми учениками и с детьми состоятельных родителей-негров совершенно иначе, чем с остальными... Учитель С. специально наступил мальчику-негру на ногу, а когда тот попытался что-то сказать, выставил из класса и послал к директору... Учительница М. на уроках систематически оскорбляет учеников-негров. Называет их родителей безграмотными дикарями, насмехается над теми, кто вынужден перебиваться на благотворительные пособия, заявляет, что девочек ожидает панель, а мальчиков — судьба пьяниц и наркоманов. Учитель Б. не скупится на подзатыльники-Учителя не объясняют материала... не отвечают на вопросы, если что-нибудь непонятно». И подобные жалобы на плохое преподавание, унижения, отвратительные программы, разваливающиеся от ветхости школьные помещения раздаются повсюду. Социальные улучшения? Пустая трата времени и средств. В Атланте недавно воздвигнут стадион, который обошелся в 18 миллионов долларов, а неподалеку от него раскинулся Саммерхилл — район ужасающих трущоб. «Стоит пойти дождю, и вода, стекающая с бетонированных подъездов стадиона, затопляет улицы Саммерхилла, — жалуется Том Эванс. — Что нам проку от этого стадиона?» Закон? Он всегда подходит с двойной меркой. Трудно не согласиться с Адамом Роджером из Сан-Франциско, который два года просидел в тюрьме: «Если мы с вами поскандалим и я окажусь не прав, меня упрячут за решетку. Если же вина будет лежать на вас, это сойдет вам с рук». Полиция? Нигде так не сильны ненависть и подозрительность, как там, где система входит в прямой контакт с черным обществом. Этот контакт осуществляет полиция. Поэтому-то и сверкают молнии, грозя взрывом, в черных трущобах Детрой та и Кливленда, Атланты и Сан-Франциско. В Детройте негры настолько подозрительно относятся к тамошней полиции, что они создали даже специальный отряд из молодежи, который наблюдает за ее действиями. Он носит название «Вест-Сайдско-го голоса независимого Детройта». Что ж, это вполне оправданная, хотя и вынужденная, мера Везде, где мы были, полиция — это настоящее проклятие для черных граждан Америки. После недавних облаков слезоточивого газа и ливня пуль в Беркли можно понять полные ярости слова молодого воинственно настроенного Бобби Холла из Уоттса, столь типичные для настроений, царящих в гетто: «Вы должны написать, что здесь, у нас, постепенно рождается самая настоящая нацистская Германия. Весь ужас не только в том, что, когда вертолеты поливали газом Беркли, власти подобным образом пытались усмирить студентов. Просто-напросто им наплевать на народ». Во что в итоге выльются напряженные отношения между неграми и полицией? Никто не может сказать этого. Но гневное недовольство в гетто нарастает. ...Я вернулся из этой поездки под впечатлением всего увиденного, подавленный и в то же время обогащенный, даже воодушевленный после того, как в течение нескольких дней имел возможность взглянуть на мир глазами моих черных друзей. И все же мы смотрели на него по-разному: ведь с самой первой минуты я знал, что в конце концов для меня это лишь кратковременный эпизод. Для них — вся жизнь. 1 Группы активистов из этого отряда, обычно из трех-четырех человек, в течение дня неотступно следуют на автомобиле за полицейским нарядом, который патрулирует гетто. Как только полицейские задерживают или просто окликают какого-нибудь негра, они останавливаются; в случае необходимости они становятся свидетелями подозреваемого и тут же на месте знакомят его с гарантируемыми ему конституцией правами. — Прич. ред. Почти полвека прошло с тех пор, как в США вышел сборник новелл и рассказов «Тростник» неизвестного тогда молодого негритянского писателя Джина Тумера. В годы, когда по всей стране проводились полицейские облавы на «красных», когда пылали костры куклуксклановских линчевателей, Тумер не побоялся возвысить свой голос в защиту человеческих прав черных американцев, их права на жизнь, свободу и счастье. Реалистические миниатюры Тумера сделали его предтечей литературного течения, названного впоследствии Негритянским возрождением, оказали влияние на таких крупных современных негритянских писателей, как Л. Хьюз, К. Каллен и другие. Со времени опубликования сборника освободительная борьба негритянского народа и усилия прогрессивных белых американцев разрушили некоторые дискриминационные юридические барьеры, которыми были окружены черные американцы. Сегодня куклуксклановцы, как правило, уже не устраивают так открыто и безнаказанно свои кровавые оргии с судом Линча. Но основы системы расистского угнетения негритянского народа, против которой страстно протестовал Тумер, и теперь сохраняются капиталистической Америкой. Расизмом все еще пропитаны все поры буржуазного общества США, о чем так убедительно свидетельствуют заметки американского журналиста Осборна Эллиота о современном положении негров в этой стране и сообщения газет о новом наступлении американского расизма на американцев с темной кожей. Впервые публикуемые на русском языке новеллы Тумера — это не только неизвестные ранее нашим читателям страницы из истории американской литературы. Они гневно звучат и сегодня, помогая понять истоки протеста негритянского народа, чей боевой дух, мужество и стойкость в борьбе за свою свободу и равенство вызывают у советских людей чувство восхищения и солидарности. И. ГЕЕВСКИЙ, кандидат исторических наук 25 1 |