Вокруг света 1970-05, страница 61

Вокруг света 1970-05, страница 61

концов, она-то и объяснила, как на самом деле существуют и развиваются звезды, и не было никаких оснований не прибегнуть к ее помощи для объяснения каких-то не столь уж мощных вспышек на ка-ких-то там «красных карликах». Так и сделали.

Ничего хорошего, однако, из этих попыток не вышло. Ведь вспышки-то были кратковременными. Кратковременными и тем не менее весьма энергичными. По всем расчетам получалось, что термоядерные, идущие вблизи звездной поверхности процессы не могли обеспечить такого всплеска. Тогда, возможно, вспышки порождены процессами глубинными? Энергия накапливалась где-то в недрах, а потом вдруг прорвалась, словно гейзер...

Но хотя «красный карлик» и называется карликом — это все же гигантское небесное тело, и путь от его ядра до поверхности не близок.

Представьте себе дальнюю автомобильную гонку, в которой одновременно стартуют десятки машин. Даже если все машины совершенно одинаковы, а гонщики равноценны — все равно в силу множества чисто случайных причин гонка растянется и к финишу машины будут приходить в течение более или менее длительного интервала времени.

Точно так же и энергетический всплеск, коль скоро он зародился глубоко в недрах, должен был по пути рассеяться, «растянуться» и потому дать на поверхности долговременную, а не кратковременную вспышку.

Исходная посылка явно вела в тупик. Если вспышки «красных карликов» имеют термоядерную природу, то они не могут возникать вблизи звездной поверхности — не хватит мощности. Мощности хватит, если вспышка зародилась глубоко в недрах. Но тогда она не будет похожа на наблюдаемую...

Вывод довольно неожиданный для астрофизиков, которые свыклись с мыслью, что источником звездной энергии являются термоядерные, и только термоядерные процессы. К тому же приборы отметили возникающее при вспышках сильное излучение ультрафиолета, чего при термоядерной реакции быть не должно.

Может быть, в «красных карликах» действует та самая искомая «дозвездная материя»?

Гипотеза вполне правомочная. Но только гипотеза. Ведь наблюдаемые факты не дают оснований опровергнуть термоядерный характер источников звездной энергии. Но они заставляют предположить, что в энергетический баланс «красных карликов» может внести свой вклад и «дозвездная материя». При таком допущении узелок, кажется, развязывается. Можно представить, что время от времени сгустки «дозвездной материи», ранее находившиеся в неких звездных «кладовых», выносятся на поверхность и там распадаются, выделяя огромную энергию. В этом случае продолжительность вспышки, очевидно, уже не будет зависеть от предыстории движения сгустка.

СТРАТЕГИЯ УСПЕХА

Как гладко, однако, все получается! Потребовался простой, распространенный объект для изучения «дозвездной материи» — и пожалуйста, астрономы открывают вспыхивающие звезды, в чьих недрах, возможно, и действует искомая материя... Прекрасный объект для наблюдения — здесь процесс прослеживается от начала и до конца. Не то что ядра галактик. Кроме того, процесс, оказывается, может повторяться вновь и вновь: к середине 1969 года в созвездии Плеяды было, например, обнаружено несколько «красных карликов», дающих повторные вспышки.

Но в везении ли дело? Начнем хотя бы с того, что загадочных явлений во вселенной более чем достаточно. Их так много, что для равномерного изучения всех непонятных явлений нет ни сил, ни средств. Здесь важно нащупать наиболее перспективные, если так можно выразиться, загадки, чтобы сконцентрировать силы прежде всего на их изучении. И вспыхивающие «красные карлики» не случайно оказались в центре внимания. Это произошло прежде всего потому, что подобные объекты были предметом поиска. Теория «дозвездной материи» нуждалась в своего рода испытательном полигоне, она-то и подогрела интерес к вспыхивающим звездам.

Однако и это не все. Бюраканская обсерватория, возглавляемая В. А. Амбарцумяном, пользуется солидным престижем. На чем же он основан? На весомости работ бюраканских астрономов? Но это следствие, а не причина.

Причина заключается в том, что Бюракану свойствен особый, весьма плодотворный научный стиль. «Стиль молодости» — я бы так его назвал, если понимать под молодостью не возраст только, а остроту мысли, смелость, сочетаемую с точным расчетом, чувство новизны и стремление к широкому теоретическому осмыслению фактов. Научной молодежи, если оперировать числом лет, которые прожил тот или

59