Вокруг света 1970-09, страница 40

Вокруг света 1970-09, страница 40

Для встречи прибыли министр иностранных дел Луи Барту и начальник генерального штаба генерал Жорж. Мы знали, что есть основания беспокоиться за жизнь короля, и вся полиция , была поставлена на ноги. Однако помешать толпе выйти встречать высокого гостя мы не могли. Кортеж медленно следовал по улицам, когда на углу возле кафе от первого ряда зрителей отделился человек — им оказался некий хорват по имени Калемен — и вскочил на подножку открытого ландо, в котором ехали король Александр, министр Барту и генерал Жорж. В руках V него были два револьвера».

Калемен выстрелил в упор раз, другой, третий, четвертый. Он стрелял без передышки в своего короля, в Барту, в Жоржа. Луи Барту сполз вниз, его монокль упал на мостовую. Генерал Жорж, тяжело раненный в грудь, откинулся на сиденье. Трагедия произошла так быстро, что никто не успел опомниться. Через мгновение агенты бросились к коляске, но было уже поздно. Охрана начала палить в «воздух, поднялась дикая паника. Калемена затоптали лошадьми. Когда его попытались поднять, он был мертв.

Но король Александр тоже был мертв, а тяжело раненный Барту умер через несколько часов. Только у генерала Жоржа раны оказались не смертельными.

«Почему было совершено убийство? — продолжает Белэн. — Это выяснилось очень скоро. Были пойманы соучастники, назвавшие имя своего шефа. Речь шла о 45-летнем хорвате докторе Анте Павеличе, он же Стев Грегорич, он же Томас Матео».

Комиссар Белэн не указывает, что группа хорватских националистов совершила это убийство по прямому приказу нацистских главарей, на чьи деньги она, кстати, существовала. Гитлер боялся намечавшегося союза между Францией и Югославией. Министр Барту и югославский король сознавали опасность для своих стран со стороны фашистской Германии и Италии. Непосредственно план покушения был выработан <в Берлине в «бюро Розенбер-га». А деньги усташи получили от итальянского банкира Росси через софийское отделение Итальянского коммерческого банка.

Итак, Анте Павелич появляется на мировой сцене и вскоре становится заметной фигурой. Этому способствовали некоторые его «увлечения». Что за «увлечения»? Вот только одна деталь, нарисованная итальянским писателем Курцио Малапарте. Во время войны ему удалось побывать у Павелича. Принимая его в своем кабинете, Павелич любовно похлопывал по большой корзине. На вопрос, что в ней, он сказал с доброй усталой улыбкой: «Это подарок моих верных усташей — двадцать килограммов человеческих глаз».

Если просто цитировать одно за другим свидетельства очевидцев, то получится сплошной кровавый калейдоскоп. Ограничимся информацией, появившейся в свое время в парижском еженедельнике «Карфур»: «Жестокий и тщеславный человек, Павелич заявляет: «Хороший усташ должен быть всегда готов вырезать ножом ребенка из чрева матери». Очевидно, он принимает себя за современный вариант кондотьера; однако, жадный до денег и почестей, любящий роскошь и разврат, он напоминает скорее «клиентов» суда присяжных. Те тоже получали наивысшее наслаждение от жизни, отнимая ее у других. Рим и Берлин сделают из него послушного карманного диктатора».

Таков глава усташей. Текст «клятвы усташей» гла

сит, что человек, исключенный из организации, должен умереть. Усташ, дезертировавший из своего отряда, автоматически приговаривается к смерти. Что же представляет собой эта организация? Лучшее определение дал ей сам Анте Павелич. Причем случилось это при весьма любопытных обстоятельствах.

В конце января 1950 года один итальянский журналист по фамилии Амируччи заметил среди пассажиров самолета, летевшего в Америку, Анте Па-велича, хотя по официальной версии тот «бесследно исчез после войны». Амируччи предложил главарю усташей ответить на несколько вопросов. Тот согласился. В ходе этого неожиданного интервью над Атлантикой Павелич заявил: «Усташи никогда не были политической организацией типа партии. Это всегда была военная организация».

Цель, которую этот человек поставил перед своей армией фанатиков, именовалась «независимая Хорватия». Она была достигнута только после того, как немцы оккупировали Югославию: 10 апреля 1941 года, было провозглашено «Независимое государство Хорватия». Интересно, что границы его были установлены лишь после визита Павелича к Гитлеру.

Но смехотворность этого новоявленного «государства» перестала вызывать улыбку после того, как усташи залили кровью землю Югославии. Это был самый откровенный фашизм со всеми его проявлениями и атрибутами. Карикатурный диктатор даже не забыл присвоить себе титул поглавника, что соответствует фюреру по-немецки, дуче — по-итальянски и каудильо — по-испански. Тем не менее это «государство» просуществовало с 1941 по 1945 год, и свидетельство тому — число его жертв.

Усташи уничтожали не только коммунистов во имя «нового порядка», не только евреев во имя «расовой чистоты», но также сербов во имя «хорватской независимости», а православных и мусульман — во имя «упрочения католической религии»!

Один из офицеров немецкой секретной службы по имени Вильгельм Хёттл писал: «С лета 1941 года усташи начали жуткую резню. Целые сербские деревни, такие, как Войнич, хладнокровно уничтожены». Гитлеровский генерал Ганс Остер отмечал: «За эти годы я видел многое, но ничто не идет в сравнение с тем, что творили хорватские националисты».

Папский нунций в Хорватии монсеньер Марконе дал свое благословение на создание воинских частей Павелича. Архиепископ Степинац в своем письме к папе, датированном 18 мая 1943 года, писал: «Молодое хорватское государство остается верным традициям католицизма... У католической церкви открываются самые лучшие и самые светлые перспективы в этой части земного шара...»

Но вот наступает 1945 год. «Третий рейх» разваливается и вместе с ним — «Независимое государство Хорватия».

Однако бежавшие от народного гнева палачи были переправлены в укромные места, в основном в Южную Америку. Фальшивыми документами их снабдила канцелярия католического епископа в Триесте. Частично известно, как продолжалось дальнейшее путешествие этих «беженцев» и «эмигрантов»... Вскоре после победы югославское правительство направило несколько дипломатических нот папской курии. Там приводились подробности и даже список разыскиваемых за чудовищные злодеяния преступников, которые 31 декабря 1945 года

38