Вокруг света 1970-09, страница 57

Вокруг света 1970-09, страница 57

наибольшее число животных, создан заповедник и исследовательский центр Вашингтонского Смит-сонианского института. К сожалению, затопление производилось в тот момент, когда далеко не вся уникальная фауна Панамского перешейка была изучена. Еще и сейчас натуралисты не завершили составления полного реестра «населения» ее лесов. При раскопках доколумбовых захоронений в провинции Чирики были найдены гончарные изделия, изо* бражавшие среди прочего странных животных. Ученые не сошлись во мнении, наделила ли фантазия художника обычных зверей таким странным видом или это действительно не обнаруженные до сего времени разновидности фауны. Если последнее верно, то затопленный Гатун мог стать могилой уникальных экземпляров панамской фауны.

Странно плыть сейчас мимо зарослей, где сквозь приглушенный стук корабельного дизеля отчетливо слышатся «скрежет» громадных панамских жаб и перебранка попугаев...

Под водой скрылись не только земли, леса и животные. На дне озера Гатун покоится и часть трансматериковой железной дороги, которую спешно проложили в 60-х годах прошлого века во время «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Диком Западе. Сократить путь искателей счастья из Европы к Тихому океану, выиграть время — таков был категорический девиз этого начинания. Усилий не экономили. Не экономили и «человеческого материала». Малярия и желтая лихорадка — этими медицинскими терминами оперировали в технических расчетах на строительстве дороги. Смертность опрокидывала все планы. Сколько умерло в точности людей, никто не знает. Полагают, что каждая шпала транспанамской железной дороги обошлась в одну человеческую жизнь. А уложено было шпал 140 тысяч...

Небольшая передышка, и вновь горловина между океанами стала ареной грандиозной эпопеи, на сей раз затронувшей не только Америку, но и Европу, и Азию, и Африку. В 1879 году седой француз по имени Фердинан де Jleccenc возглавил «Всеобщую компанию межокеанского канала», имевшую цель прорубить принадлежавший тогда Колумбии Панамский перешеек. Акции компании приобрели около восьмисот тысяч человек — главным об

разом во Франции и Великобритании.

Грандиозность затеи не пугала. А имя Лессепса, благополучно завершившего постройку Суэцкого канала, было надежной гарантией предприятия. К тому уле Суэцкий перешеек в два раза превосходит Панамский по ширине, так что объем работ представлялся небольшим. Проектом предусматривалось перегородить плотиной реку Чагрес и создать водохранилище. Затем взорвать динамитом невысокую скалистую цепь и таким образом проложить выход в Тихий океан.

Через десять лет, к 1888 году, оказалось, что выполнено всего две пятых объема намеченных работ. А денег между тем истрачено в два раза больше, чем предусматривала смета. Волнение охватило акционеров. Его не удавалось остановить ничем. Не помогали великолепные репортажи о ходе строительства (оплаченные Лессепсом), не помогали заверения министров, не помогали гарантии, которые дали в палате депутатов по очереди два французских премьера. Аферу невозможно было скрыть... Но в деле была не только финансовая сторона.

Из-за скученности, отсутствия санитарии, недостатка пищи возникали эпидемии. Набранные на островах Вест-Индии, привезенные из Африки, Индии и Китая, навербованные в Ирландии, Германии и Скандинавии рабочие составляли свои завещания, прежде чем отправиться в это дьявольское место. Болезнь, ставшая известной в Панаме под названием «черная рвота», убивала за 24 часа. На работы ежедневно выходило едва 10—15 процентов состава. Механизмов почти не было — дешевле было пользоваться ручным трудом. К тому же тропические дожди (130 дюймов годовых осадков на побережье), оползни и два землетрясения постепенно разрушили сделанное.

По официальным данным, в 1885 году в Колоне подбирали в день по двадцать трупов! Обстановка походила на сцену во время прихода чумы в средневековую Европу. Поистине только отчаяние могло заставить не бежать сломя голову из этого гиблого места. Впрочем, на этот случай существовала эффективно работавшая полиция.

В 1892 году наступил полный крах. «Компания межокеанского канала» объявила о банкротстве. Началась затяжная серия судеб

ных процессов. Но канал был необходим. Он сокращал на 60 процентов путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Это место самой природой было предназначено для него!

В 1902 году концессия на строительство канала была отдана Колумбией Соединенным Штатам. Однако работы начались не сразу. Колумбийское правительство настаивало в договоре на том, что будущий канал останется собственностью страны, на земле которой он прорыт. Дипломатические трения и вежливые угрозы продолжались недолго. Вскоре к берегам перешейка был послан американский флот. За двадцать шесть часов родилось новое государство — Панамская республика. Через пятнадцать дней после ее провозглашения вступил в силу договор между новорожденным государством и Северо-Американскими Соединенными Штатами. Зона будущего канала со всеми сооружениями передавалась в собственность США «на вечные времена». Уступив в самом сердце страны 1432 квадратных километра земли, Панама получила единовременно 10 миллионов долларов, а по прошествии девяти лет должна была получать отчисления в размере 250 тысяч долларов ежегодно.

Итак, работы начались, вернее, вновь начались в 1903 году и завершились в августе 1914 года, еще через одиннадцать лет, открытием канала, по которому плывет сейчас наш пакетбот...

Красиво. Очень красиво выглядит озеро Гатун в предвечернем освещении. Даже докучливые комары не вызывают опасения — очаги малярии и желтой лихорадки уничтожены стараниями доктора Горгаса вскоре по завершении строительства. Говоря о канале, обязательно следует упомянуть имя этого подвижника. Но начинать описание, пожалуй, будет правильней с начальной точки на атлантическом побережье — с Кристобаль-Ко-лона.

ДВОЙНАЯ РЕШЕТКА ЗОНЫ

Мне нравится колон. Нравится, что по выходе из отеля я не становился предметом навязчивого любопытства. Толпа текла совершенно равнодушная к особенностям одежды приезжего. Да и чем можно удивить людей на перекрестке? Колон, как это ни парадоксально, сумел сохранить не

55