Вокруг света 1970-09, страница 58

Вокруг света 1970-09, страница 58

Стада одногорбых зебу, как волны, катятся по панамской равнине. Более девяноста процентов поголовья скота находится в руках крупных землевладельцев.

торопливость и обстоятельность давно обжитого места, где все друг другу знакомы.

Дома, выкрашенные в желтое, голубое, зеленое, а то и красное, нависают над тротуарами террасами второго этажа. Ходить под ними чудесно — скрывают от солнца. Но зато уж не надо сетовать, если сверху на вас плеснут мыльной водой или упадет перед носом банановая кожура. На тротуаре стоят, едят, спят бесчисленные торговцы лотерейными билетами. Никогда не думал, что такое множество людей живет надеждой на слепое счастье. Ну, если не в этот раз, то и сле^ дующий они выиграют обяза>-тельно! Тираж разыгрывается в Панаме каждую неделю. Спросите, и вам тут же скажут: такой-то выиграл полгода назад 15 тысяч бальбоа. Правда, чаще всего добавят: «Сейчас у него уже ничего не осталось». Меня уверяли, что в Панаме лотерейные билеты покупают все. Даже священники. Их аргументы? «Если на билет па

дет выигрыш, его положат на счет богоугодного заведения». Не думал, что азарт может обернуться благочестием. Хотя почему бы и нет?

Женщины и дети — в основном они торгуют билетами — трясут на тротуарах лоскутками счастья. Устав, они спят, навалившись грудью на стол с разложенными билетами: кому понадобится, разбудит.

— Счастье, сеньор! Попытайте счастья1

Слова долго еще звенят в ушах, и, честное слово, на лицах продавцов искренняя жалость к вам — подумать только, взяли и наплевали на свое счастье! (Наивысшее счастье, как я уже говорил, равно 15 тысячам бальбоа.)

Официально панамская денежная единица — один бальбоа — равна одному доллару. На самом деле это относится только к серебряному бальбоа. Бумажный бальбоа едва тянет половину номинальной стоимости с постоян

ной тенденцией к снижению. Поэтому финансовые операции осуществляются в американских долларах, как бы иллюстрируя знаменитую на Латиноамериканском континенте поговорку: «Как далеко мы от бога и как близко от Соединенных Штатов».

Действительно, канал — собственность США. Им же принадлежит зона по обе стороны его. Любому человеку, проезжающему через Панаму, не миновать этого маленького «государства», вытянувшегося полосой на 82 километра в длину и расходящегося до 16 километров в ширину. «Зона Панамского канала», или просто Зона,—стержень политической и экономической жизни Панамской республики.

«За оградой — Зона... Отели в Зоне лучше... Виски надо покупать в Зоне... Он работает в Зоне...» — упоминания о ней не избежать ни в одном разговоре с панамцами. Даже шофер такси потребовал двойную плату за то, что привез меня в Зону.

56