Вокруг света 1970-11, страница 80

Вокруг света 1970-11, страница 80

ЖДЕТ ОТВЕТА

была опущена до конца последняя, четвертая каменная плита — последний страж на пути к сокровищам и саркофагу?

Ответа нет.

Так был кто-нибудь похоронен в пирамиде Хеопса или это ложная гробница?

Собственно говоря, такое предположение в принципе не может вызвать удивления. Ложные гробницы — кенотафы — чрезвычайно распространенное явление в Древнем Египте. * Как считают советские египтологи, истоки этого

явления уходят во времена первобытнообщинного строя. В те времена не только в Египте сугцест-^ вовал обычай насильственного умерщвления

вождя племени, как только он становится старым и немощным: ведь удачливость, сила и ловкость вождя, как считали древние, это залог жизни всего племени. Вместо убитого вождя выбирали молодого и сильного охотника. Обряд этот совершался всегда торжественно и пышно. Подобный ритуал сохранился и во времена фараонов. Только вместо настоящего убийства стал совершаться обряд убийства мнимого. Был даже постепенно выработан «устав» этой инсценировки, получившей название «хеб-сед», и определены сроки, когда точно считать фараона готсзым к такому «убийству»: через тридцать лет после вступления на царство. А чтобы видимость убийства была подкреплена перед небесами практически, ко времени «хеб-седа» строили пирамиду, в которую замуровывали или статую фараона, или плиту с его именем, или просто оставляли пустой. Известны фараоны, имевшие даже по две такие ложные пирамиды.

...О пирамиде Хеопса первые сведения оставил Геродот, который писал, что при вступлении на престол Хеопс сразу же приступил к постройке усыпальницы. Геродот сообщает, что вначале десять лет строилась дорога для доставки блоков к месту строительства, а затем двадцать лет сто тысяч рабов и крестьян воздвигали это чудо света. Итак, если верить «отцу истории», к моменту окончания строительства Хеопс как раз достиг первого «хеб-седного» возраста и мог начать строить себе вторую усыпальницу. Правда, никаких сведений о том, что Хеопс начал строить вторую пирамиду, не сохранилось, а такое событие вряд ли могло пройти незамеченным.

Значит, возможно предположение — часть помещений, из тех, что открыты исследователями, перестали достраивать с концом «первой» жизни Хеопса, а потом план постройки изменялся, так как необходимо было строить новые по-гребальные камеры.

Но и это лишь предположение. Предположение, рожденное не только логикой научного анализа, но и чисто человеческой надеждой, что С величайшее из всех творений древности было за

думано и создано ради какой-то цели.

Итак, за тысячелетие, с тех пор как люди, пытаясь разгадать тайну Большой Пирамиды, впервые проникли в нее, накопилось значительно больше вопросов, нежели ответов. И мы назвали лишь некоторые из них.

Случайно или нет пропорции пирамиды Хеоп са, как заметил один из крупнейших советских историков архитектуры, Н. И. Врунов, отличны от пропорций всех других египетских пирамид?

Что заставило строителя пирамиды почти идеально сориентировать ее по странам света — с ошибкой такой незначительной, что она простительна даже для современных инструментов, — в 4 минуты и 35 секунд?

Как истолковать сообщение древних авторов о том, что вход в пирамиду делался с таким расчетом, чтобы из глубины его была видна некая священная звезда?

В последнее время некоторые исследователи пришли к предположению: ответ на эти и другие вопросы необходимо искать не только в «недрах» заупокойного культа, но и в сложнейших космогонических представлениях древних египтян, где точные знания, полученные точными наблюдениями над явлениями природы, неразрывно сплелись с мифологией.

Египтяне издавна подметили, что разливы Нила совпадают с днем летнего солнцестояния. От разливов Нила зависело благоденствие да и само существование всего Египта. А во времена строительства пирамид у фараона среди других титулов был титул «сына Солнца». И поэтому местом погребения фараонов был выбран западный берег Нила, в той стороне, где каждый вечер умирает бог Солнца Ра после своего днев ного странствия по небу.

Уже одно это показывает, какое огромное значение придавали древние египтяне символике, го ворящей о связи фараона с Солнцем, считая, что от эгого зависела жизнь страны. Душа фараона была как бы той опорой, что не дает рухнуть извечному порядку природы, тем мостом, что соединяет жизнь земную с жизнью небесной... Нельзя ли предположить, что и сама форма пирамиды была неразрывно связана с космогоническими представлениями древних о взаимосвязи неба с землей?

В некоторых древнеегипетских мифах сказано, что сначала был бесформенный хаос, «угрюмый, сумрачный и жидкий», из которого возник первый холмик, «изначальный и главный холмик в те времена становления». И Солнце появилось на его вершине.

Не стала ли для древних египтян сама пирамидальная форма как бы олицетворением этого «изначального холмика», на вершине которой находилось Солнце? Своего рода гигантским талисманом, оберегающим извечный порядок природы, дарующим воду Нилу и жизнь Земле? Тогда естественно, что эта каменная молитва, в конце концов призванная играть практическую роль, вобрала в себя и огромные практические знания в области астрономии, математики, строительства, причудливо, но закономерно для тех времен переплетенные с религиозными обрядами, мифотворчеством, заупокойным культом.

И наконец, вопрос, на который поможет ответить современная физика: просвечивая новейшими способами непроницаемое тело пирамиды Хеопса, ученые надеются узнать — есть ли еще в этой рукотворной каменной горе скрытые от людей залы и пустоты, в которых, может быть, и лежат те самые сокровища, секреты и тайны прошлого, что безуспешно искал тысячу лет назад халиф Аль Мамун со своими «муравьями».

77