Вокруг света 1973-02, страница 43Нельзя сказать, что колдовство является в Африке распространенным занятием; колдунов мало, и они ревниво берегут свои секреты. Одни зачисляют колдунов в разряд экзотических особенностей Африки, другие считают их просто шарлатанами, третьи видят в них доказательство консерватизма африканцев, сохраняющих анахронические традиции, наконец, четвертые безоговорочно верят в тесное общение колдунов с оккультными силами. Самое интересное заключается в том, что колдуны действительно иногда излечивают людей и в тех случаях, когда не помогают лекарства, прописанные просвещенной медициной, изгоняют «злых духов», часто предстающих в форме заурядной инфекции. Таинственность и «сверхъестественность» их профессиональных методов? Конечно, многое из того, что знают эти люди, посторонним наблюдателям неизвестно, а поэтому непонятно. А знают они действительно много: они прекрасно разбираются в психологии своих соотечественников, знают народную африканскую медицину, знакомы с гипнозом, они отличные актеры, знают повадки животных, помнят обычаи, историю своего племени, об ладают прекрасной памятью. Словом, люди это незаурядные. Они великолепно понимают, какую выгоду могут извлечь из таинственности, которая окружает их профессию. Они бесспорно, лукавят, внушая и поддерживая в клиентах веру в свои сверхъестественные способности, но, с другой стороны, сами верят в свою исключительность: во-первых, зачастую им самим не совсем понятно, почему именно этот корень, а не другой излечивает от головной боли; во-вторых, они знают то, чего не знает подавляющее большинство их сородичей, и, в-третьих, они сами являются частицей этого мира суеверий и предрассудков и отнюдь не считают, что дурачат людей, обращающихся к ним за помощью. В предлагаемой ниже читателю исповеди Фураты, колдуна из небольшого племени ва-панга в Танзании, есть понемногу от всего: вдесь и вера в собственное высокое предназначение, и ловкое использование такой же веры своих клиентов в сугубо материальных целях, и своеобразный профессионализм, заключающийся в скрупулезном знании приемов и обрядов, и немного актерства, и чуточку тщеславия... Б. ТУМАНОВ История 1 ЧЦЬУД^ШС ЯЗИТШИШ! tef Z agj ■ колауна,рассказанная ан санам КАК МЕНЯ НАЗВАЛИ ФУРАТОЙ —^f—| не на роду было написа-Я * а I но быть мгангой — кол-9 ^ д—I дуном и исцелителем. Во-первых, отец мой Керемкере был великий мганга, известный всей земле нашего племени вапан-га. А во-вторых, я — Фурата, то есть «родившийся ногами вперед». Отец стал мгангой вот почему. Почти девятнадцать лет в доме моего отца царила печаль: у него не было детей. И в дождливый месяц кифуку, и в знойный киангази мои родители все ходили по разным знахарям и предсказателям. В доме часто было пусто — все шло на оплату разных снадобий. Отец и мать ходили к мгангам, умеющим разговаривать с богами и предками. Много жертв принесли и главному богу Кьяла, и его служите- му он помог. Только в своем доме ничего не мог сделать. Но вот на двадцатый кифуку со времени свадьбы мать почувствовала, что у нее будет ребенок. Она строго следила за собой, исполняла все запреты, хотя порой это было совсем нелегко. Например, ей нельзя было есть яиц и тыквы. Она не смела пройти по чужому полю: не то рассоришься со всеми. Люди ведь верят, что будущая мать может забрать все плодородие из земли. Всю неделю до моего рождения были разные знамения. Каждую ночь кошки стонали у нашего дома, как люди. И каждую ночь отцу снился сон: родился сын, который прогоняет орды злых колдунов, собравшихся, чтобы убить его. Слухи о предзнаменованиях разносились по саванне, и много народу стеклось в нашу деревню. И вот наступило утро, когда лям. За много лет мой отец накупил столько разных лекарств и снадобий и насмотрелся на стольких мганг, что в конце концов сам стал лекарем. Постепенно слава его распространилась далеко по округе, и назвали его великим мгангой. Стали к отцу стекаться со всей саванны люди. И каждо |