Вокруг света 1973-04, страница 54мечом, человек громко декламировал гекзаметры. Тут до меня дошла вся странность этой сцены, и это ясно отразилось на моем лице... Сообразив, что перед ним чужой человек и даже иностранец, «античный воин» стушевался, буркнул «пардон, мосье!» и исчез. Через пять минут он вернулся без меча и щита, но в шлеме и с кувшином красного олтенско-го вина. Еще через две минуты я знал, что он археолог, а на следующий день мы вместе поехали на север, где он недавно открыл новый, до сих пор неизвестный castrum — римский укрепленный лагерь. Здесь, среди руин, мой новый друг сделался воплощением серьезности. Прекрасный рассказчик, он великолепно объяснил причины расположения лагеря, образ жизни солдат гарнизонной когорты, — здесь стояли легионеры из далеких провинций: Британии и Испании, — процитировал расшифрованные надписи. Последние двадцать лет — период очень интенсивных исследовательских работ. Античная история ожила, стала красочной, рельефной. Румынские археологи знают названия сотен городов, сотни имен древних жителей (главным образом с надгробных стел). Они знают, чем занимались жители, где Проходили торговые пути и находились рынки. Что же касается меча, шлема и щита, то у моего друга своеобразное хобби. Декламируя латинские стихи в римской одежде, он — по его же утверждению — лучше проникает в состояние, настроение, мировоззрение древних жителей Олтении, чтобы до конца понять то, что находит при раскопках. Деревенский кузнец по образу и подобию выкопанных предметов изготовил ему копию римского вооружения и снаряжения. Изготовил так, словно всю жизнь ковал щиты и мечи, предписанные к вооружению пограничных легионов. И археолог и кузнец — оба олтенцы... Древнюю Дакию — это приблизительно соответствует современной Трансильвании — римляне завоевали на переломе I и II столетий. Но задолго до того они обосновались в Олтении: Олтения была ключом к Дакии. Местный царь Буребиста был верным союзником Юлия Цезаря. Буребисту коварно убили спустя две недели после смерти Цезаря... В 4 году новый эры римляне изгнали с территории Олтении 50 тысяч даков. Через Дунай перекинули мост, потом еще один, построили прекрасные дороги, возвели укрепленные лагеря. В то время как в Дакии в городах преобладало романизированное местное население, в Олтению приезжали колонисты прямо с Аппенинского полуострова. Восточной границей провинции была река Алюта, нынешний Олт. За ней лежала ничейная земля — лесистые равнины. Там жили Daci liberii — свободные даки, не подчиняющиеся империи. Граница эта была небезопасной. Об этом свидетельствуют Limus Alutanus — фортификационные сооружения по правому берегу Олта: земляные валы, сторожевые башни и примерно двадцать лагерей — по когорте в каждом. На левом берегу — снова многочисленные рвы и земляные валы, снова двадцать лагерей... Это была одна из наиболее охраняемых границ Римской империи. И от всех этих укреплений остались лишь развалины и черепки в земле. Десятки веков и сотни походов прокатились по Олтении. Край пережил набеги степных кочевников, господство болгар, иго турок и австрийцев. Можно ли тут говорить о какой-то преемственности нынешних олтенцев, об их корнях? Разве могли сохраниться корни в этой тысячи раз перепаханной войной и пожарами земле? Немного света на эту проблему проливает этнография. В традициях олтенской народной культуры, в обычаях, в элементах одежды много схожего с народной культурой Италии, Сардинии и Сицилии. В старых песнях звучит древняя средиземноморская гамма. Мелодии чаще всего похожи на те, что можно услышать высоко в Аппенинских горах. Есть свои аргументы и у языковедов. В олтенском диалекте, легшем в основу румынского литературного языка, — самое большое количество элементов античной латыни. Когда слышишь крестьян, громко разговаривающих на рынке, вспоминается Сардиния... Зато название столицы Олтении никаких ассоциаций ни с Сицилией, ни с Сардинией не вызывает. Столица называется Крайова. Еще лет сто назад Край-ова была всего лишь рыночным городком, где сбывали свою продукцию окрестные крестьяне. Каменные дома, прочные и изукрашенные, возвели крайовские купцы, фантастически разбогатевшие на торговле зерном. Название «Крайова», как это видно с первого взгляда, — название славянское. И верно, в документах XV века (самых древних) город называется Кралёва, то есть «королевский 'город». Основателем города был Владислав II из династии Ягеллонов «— могущественный король польский и чешский, влияние которого распространялось до Трансильвании. Следов славянских поселений здесь масса. Славяне в Олтении появились в VII веке и переселялись охотно и позднее. Немало есть славянских названий на карте Олтении. Славянские фамилии здесь воспринимаются отнюдь не как нечто чуждое. Шапка, Препе-лица, Купа, Скымпя... Здесь, в Крайове, сходились нити связи организаций борцов за независимость. Олтения была оплотом этой борьбы. Но после обретения независимости Крайова не стала столицей Румынии. Не годился город для столицы — был слишком мал, слишком близко отстоял от границы... Три вещи, по распространенному в Румынии мнению, отличают истинного олтенца. Первая из них — олтенский патриотизм: каждый ребенок в Олтении уверен, что все выдающиеся румыны родились в Крайове, на равнинах Долис, среди виноградников Ме-хединти, среди ущелий Г орис. И каждый ребенок тут же начнет их перечислять: полководец Вла-димиреску, скульптор Бранкузи, художник Аман, драматург Ионеско... Вторая отличительная черта: где бы ни был олтенец, но раз в год хоть на пару дней заглянет в Олтению. Об этом рассказал мне исследователь румынской античной истории профессор Тудор. Он живет в Бухаресте, но в Мехе-динти у него виноградник и сливовый сад. Там он отдыхает, живет во время отпуска, работает в саду, окапывает и подрезает лозу. Чтобы понять третью особенность олтенцев, взгляните на олтенского крестьянина. Полный достоинства, даже чуть надменный, он всегда держится на определенной дистанции, но с друзьями сердечен и гостеприимен. Когда же приходит пора молодого вина и отчаянного веселья, олтенцы гуляют по принципу: хоть все заложи, но себя покажи! Тут уж славянская часть олтенской натуры берет верх. Такой это край — Олтения, где соседствуют развалины римских крепостей и современные фабрики, древние селения и новые города, латинские имена и славянские фамилии... Перевел В. АНДРУШОВ 52 |