Вокруг света 1973-05, страница 76

Вокруг света 1973-05, страница 76

заканчивалось, берег постепенно опустел, и самцы отправились в дальнее путешествие, чтобы отъесться. Следующей зимой они снова выйдут на берег Гуадалупе.

...Флорида вернула нас в мир вещей.

Вдоль шоссе высятся мотели. Белое, похожее на замок, похоронное бюро — смерть во Флориде стоит огромных денег. Базар со всяким xлaмqм и большими объявлениями о распродаже. Апельсиновые рощи, фруктовые плантации, дымящиеся известняковые заводы с высокими трубами, дренажные каналы, прочерчивающие пустынную гладь. Гигантские рекламы: «СОВЕРШИТЕ ПОЕЗДКУ ПО ЭВЕРГЛЕЙДСУ В ЛЕТАЮЩЕЙ ЛОДКЕ! ПОСМОТРИТЕ ДЕРЕВНЮ ИНДЕЙЦЕВ СЕ-МИНОЛОВ! 2,5 — ЗА ВЗРОСЛОГО, 1,25 — ЗА РЕБЕНКА! АЛЛИГАТОРЫ В ОЗЕРЕ! ЛУЧШИЕ В МИРЕ УЛИТКИ!»

Автомобили мчатся с бешеной скоростью, глотая милю за милей. Пассажиры не успевают заметить, как легко и изящно кружат над зеленой землей красивейшие вилохвостые коршуны с раздвоенными, как у ласточек, хвостами и длинными острыми крыльями, с белым брюшком и черной спинкой. Лунь, затесавшийся в их компанию, подвергается насмешкам — похоже, что коршуны потешаются над своим родственником.

Несколько минут я с восхищением следил за этой воздушной игрой, потом приготовил штатив, киноаппарат и телеобъектив, чтобы снять крупным планом этих грациозных красавцев. Тут же рядом остановился автомобиль, и из него выскочил житель северных штатов. «Хороша камера, да? Швеция? Меня в Иллинойсе однажды сфотографировали таким же аппаратом. На что ты тут смотришь? А, грифы, я их уже видел вчера в Майами-Бич! Ты что, из этих психов-орнитоло-гов?..»

Некоторые поселки превращены в резервации для индейцев семинолов, которые в восемнадцатом веке населяли Флориду, но были потом вытеснены оттуда. Нетронутых земель во Флориде остается все меньше и меньше. «ПРОВЕДИТЕ СВОЮ СТАРОСТЬ В НЕПЛЕСКЕ! — призывает реклама. — ВСЕ ПОД СОЛНЦЕ САРАСОТЫ! 6856 АМЕРИКАНЦЕВ ПЕРЕЕХАЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ. ПОСЛЕДУЙТЕ ИХ ПРИМЕРУ! ЦЕНЫ НА УЧАСТКИ РАСТУТ — НЕ УПУСКАЙТЕ СВОЙ ШАНС!»

Ночью в мотеле «Сара Джо» мне снились раздавленные еноты, валяющиеся на обочинах дорог, и сбитые автомобилями белохвостые олени. Юго-запад-ный уголок Флориды, треть Эверглейдса, в 1947 году был объявлен национальным заповедником. Только по двум дорогам туристы могут попасть туда. Одна из них, боковое ответвление от шоссе Тамайами — Трайл, ведет к бетонной пожарной башне, с которой наблюдают за птицами. Здесь туристы оставляют свои машины, взбегают на башню и тут же сбегают обратно, ничего не увидев, кроме пустынных зеленых прерий. А между тем у подножия башни в глинистой жиже среди охотящихся в воде цапель дремлют дюжины аллигаторов. Но в жаркое время дня эти животные ведут себя незаметно.

В Хомстеде хозяйка мотеля сообщила в полицию, что к ней лезут воры, когда я в три часа пополуночи отправился на прогулку в национальный парк. В непроницаемой ночной тьме я объяснил шерифу, в чем дело, и ему тоже страстно захотелось послушать, как ревут аллигаторы; он решил пренебречь охраной порядка в городе, чтобы отправиться вместе со мной.

На рассвете большой аллигатор объявил о своей страсти и тут же получил ответ. Диалог длился добрых десять минут, но реплики звучали все тише, и в конце концов из-под /густых крупнолистных желтых водяных лилий слышалось лишь глухое бормотание. Охране парка приходится вести суровую борьбу с браконьерами. Кожа с брюха аллигатора ценится от 30 до 35 крон за фут и идет на изготовление туфель, сумок, поясов и ремешков для часов, продающихся в самых фешенебельных магазинах Нью-Йорка и Майами.

На оконечности полуострова, там, где пресная трабяная река встречается с волнами морского прибоя, саванны и рощи уступают место мангровым болотам, непроходимым, кишащим москитами джунглям. Редкие озерки в большинстве случаев обязаны своим происхождением бешеным ураганам, которые почти ежегодно обрушиваются на Флориду и до неузнаваемости преображают местность. Такое стихийное бедствие, как ураган" «Донна» в 1960 году, многое изме^ нило в Эверглейдсе. Ураган несся со скоростью 100 километров, и следы его безжалостного опустошения видны до сих пор. За

сохшие деревья стали излюбленным прибежищем птиц. Белоголовый морской орлан строит свои крепости на их сухих кронах.

Город Фламинго, столица национального парка, застроен современными ураганоустойчивыми административными зданиями. Здесь есть ресторан, где обслуживают чрезвычайно быстро, актовый зал, где демонстрируют фильмы, читают доклады, посвященные охране природы, магазин рыболовных принадлежностей, лавочки, торгующие сувенирами, мотель и великолепный кемпинг. Фламинго — это сборный пункт для миллиона ежегодно приезжающих сюда любителей природы, знатоков бабочек и птиц и прочих любопытных американцев из северных штатов.

Однако для большинства туристов посещение Фламинго — это уже спад впечатлений. Проехав через всю Флориду, они посетили тропические сады, чьи пальмы колышутся над дорогой, видели птичьи колонии и дебри, где живут фламинго, джунгли с обезьянами, джунгли с орхидеями, змеиные питомники, утиные представления, аквариумы с морскими коньками, дельфинами, китами и сомами, мндейцов семинолов... Они познакомились с «дикой Флоридой», которая для людей взыскательных так же неестественна, как белые медведи на улицах Тромсё или саамские чумы в Стокгольме.

Случайный посетитель найдет в Эверглейдсе образцовый порядок и в обслуживании, и в природе. Любитель природы вернется домой в полной уверенности, что человек действительно устроил для^ животных рай. Но на самом деле вся южная оконечность Флориды переживает трагическую судьбу. Биологи давно предчувствовали грубое нарушение естественного равновесия, и теперь уже даже неспециалистам виден масштаб происходящего. Судьба всего Эверглейдса зависит от доступа в него воды, а ныне этот доступ регулируется не облаками и тучами, плывущими над Флоридой, а инженерами-водниками, шлюзами, земляными работами, фруктовыми плантациями и чиновниками.

Исследования биологов так и остались достоянием докладов, а Травяная река продолжает высыхать, светясь белым известняковым дном. Пока власти, не спеша и явно не стремясь приступать к решительным действиям, ведут споры, в Эверглейдсе гибнут миллионы животных и расте

73