Вокруг света 1973-09, страница 39

Вокруг света 1973-09, страница 39

бивались полдня и только к трем часам, грязные,- измученные и голодные, приехали к геологам. «Рыжик» был похож на комок глины.

Как хорошо было после бани и сытного ужина растянуться на чистой постели в теплой комнате!

6 мая. Праздничные дни стояла хорошая погода, и мы работали. Свободные геологи охотно помогали нам. Они показали урочище Лисьи норы, где довольно часто видели гюрз.

—• Там есть три куста, которые змеи почему-то любят, — рассказывал по дороге геолог Виктор, — особенно весной и осенью, возле них обязательно встретишь одну, а то и две.

К кустам подходим без всяких предосторожностей. Возле первого же лежит крупная гюрза. Самец. Завидев нас, змея свилась в тугую спираль, подняла голову и угрожающе зашипела. Уползать она не собиралась. Рудик шагнул вперед. Короткая схватка — и гюрза летит в мешок.

— Где-то здесь должна быть самка, — говорю я, — ну-ка, поищем! Только будьте вниматель-

образ жизни. На 3-й Всесоюзной конференции герпетологов, проходившей в Ленинграде зимой этого года, приводились такие примеры. В Харьковском университете новорожденных обыкновенных гадюк содержали зиму при круглосуточном освещении, температуре +25 —30° С и ежедневно кормили. К весне молодые гадюки не только были крупнее своих диких ровесниц в два-три раза, но и изменили привычки: стали неагрессивными, некусачими и даже, глотая живых мышей, — любимую свою пищу — не пускали в ход ядовитые зубы. У любите-ля-герпетолога из города Фрунзе В. В. Озаровского живут в террариуме и даже размножаются ~ самые крупные и самые опасные наши гадюки — гюрзы. Они настолько одомашнились, что хозяин спокойно берет их в руки.

А вот любопытные наблюдения иного плана. Профессор И. С. Даревский, изучая кавказских скальных ящериц, обнаружил у некоторых видов их партеногенез, т. е. размножение без оплодотворения, когда самки откладывают неоплодотворенные яйца, из которых выходят только самки. Позднее на других группах ящериц такое же явление установили американские зоологи. Факты эти заставили по-новому рассматривать некоторые вопросы эволюции животных, в частности образование видов. Академик С. С. Шварц и его сотрудники, избрав амфибий как наиболее удобный материал для рассмотрения, разрабатывают ряд очень интересных вопросов популяционной экологии и общей биологии. Профессор В. И. Захаров, исследуя кожные железы зеленых жаб, выяснил, что их выделения имеют лечебные свойства. МожЪо ли яды амфибий использовать в медицине, пока не ясно, но профессор Ф. Ф. Талызин считает, что это дело не столь уже далекого будущего.

правлениям, наверняка отыщем несколько змей...^

Мои уроки не пропали. Рудик делает заметные успехи. Виктор и Рудик идут к скалам, я к зарослям. Буквально через несколько минут и я, и они нашли по змее. 13 мая.

Гюрза перешла на ночной образ жизни. Пора заканчивать работу и ехать домой.

Сегодня начальник геологической партии дал нам вездеход, и мы съездили к Илянлы-дагу и выпустили там змей, отловленных на участке геологов. Все.

До вечера возимся с машиной. Подтягиваем, смазываем, регулируем. После выезда из Москвы наш «Рыжик» прошел больше восьми тысяч километров и по асфальту, и по горному бездорожью. Ни разу не отказал и не подвел. Теперь ему предстоит обратный путь. По. карте он равен 2683 километрам. Мы увезем с собой 14 граммов сухого кристаллического яда гюрзы. Добыли этот яд, несмотря на нетипичную весну и совершенно незнакомые места, всего двое ловцов, располагая машиной, не приспособленной для преодоления горных дорог.

Наконец, вспомним, что на уроках анатомии в школе нашим первым «подопытным кроликом» бывает лягушка. В ее «лице» мы знакомимся в детстве и с животным миром вообще. Да и в космосе она побывала одной из первых. Ей поставлены памятники в Токио и Париже.

Кое-какие меры по охране змей, земноводных, ящериц уже приняты. Организованы новые змеепитомники в Баку, под Москвой; ядовитые змеи взяты под охрану закона. В Средней Азии и Закавказье змей отлавливают только по специальным разрешениям, в которых указывается, где, когда и сколько животных можно добыть. Правда, в связи с усиленным истреблением в Средней Азии гюрзы все больше ловят в лесах европейской части СССР обыкновенных гадюк. А надо знать, что гадюки — единственные ядовитые змеи в этих краях — избегают соседства с человеком. К тому же гадюка никогда сама не нападает — она кусает, только обороняясь. Словом, ее не надо убивать, чтобы не быть укушенным. И она достойна такой же заботы, какой начали пользоваться ее среднеазиатские родственницы.

В ряде стран многие земноводные и пресмыкающиеся взяты под охрану закона как полезные или редкие животные — памятники природы. Ряд видов внесен в «Красную книгу» Международного союза охраны природы. На упомянутой конференции обсуждался доклад профессора А. Г. Банникова и

A. К. Рустамова об охране амфибий и рептилий в СССР и принят ряд предложений о рациональном использовании этих животных и пропаганде знаний о них среди широких кругов населения.

B. И. ГАРАНИН, доцент кафедры охраны природы

Казанского университета

нее. Возле нее могут быть и еще самцы.

Метрах в трех от куста куча камней. Направляюсь туда. Так и есть. В камнях лежит самка. Она не сопротивляется. Второй куст. Змей нет. Возле третьего Виктор натыкается на самца. Этот бушевал вовсю. Падая в мешок, уцепился зубами за ткань и повис. На ткани расплылось желтоватое пятно — яд.

Кусты росли в неглубокой долинке. Налево, примерно в километре от кустов, крутой склон со скалами. Чуть ниже скал — россыпь каменных обломков. Направо,' в таком же отдалении, берег Аракса — сплошные заросли тростника и кустов.

— Витя, а ты не догадываешься, почему эти кусты так любят змеи? — спросил Рудик.

— Нет.

— Смотри, — показал Рудик, — вон в тех скалах у гюрз зимовка. Змеи забиваются на зиму в расселины между камнями. А в зарослях на берегу Аракса — летовка. Весной змеи ползут от скал в заросли, а осенью — из зарослей к скалам. Эти кусты удобное укрытие для отдыха. Если сейчас осмотреть камни, что лежат по этим на-

4 «Вокруг света» № 9

37