Вокруг света 1973-09, страница 78

Вокруг света 1973-09, страница 78

С. БАРСОВ

ДВЕСТИ ШАНСОВ УТОНУТЬ

огда Ларри Престон объявил о своем намерении спуститься на плоту по реке Средний Лосось, даже неисправимые оптимисты сочли его кандидатом в самоубийцы. По натуре своей Престон был игрок, любил, как он выражался, «подразнить судьбу, чтобы не так пресно жилось на белом свете». Но этим в Техасе никого не удивишь. К тому же одно дело испытывать судьбу за зеленым столом, где, кстати, Престон завоевал титул чемпиона по покеру, и совершенно другое — бросать вызов порогам реки, заслужившей печальную славу «Белого Стикса» Справедливости ради нужно вспомнить, что Престон был рекордсменом и в местном атлетическом аттракционе: у себя в Ама-рильо он на пари обогнал жеребца-полукровку на дистанции в сто метров.

лали его практически непотопляемым. Фирма Ж.-И. Кусто изготовила по специальному заказу резиновый костюм, обеспечивающий идеальную плавучесть человеку весом до 120 килограммов.

И все-таки, когда 18 ноября 1972 года Ларри Престон в ярко-красном костюме с нарисованной на спине картой предстоящего маршрута приготовился спустить плот на воду, кучка старожилов поселка Флайинг-Би-Рэнч вела себя так, словно присутствовала на похоронах. В еще более мрачном настроении были фотограф Фред Поттер и трое речников, которым предстояло сопровождать компаньонов на куда более надежном железном понтоне. В последнюю минуту Фред попытался воззвать к здравому смыслу: «Учтите, что ниже по течению припай уже превращается в ледяную корку. Даю голову на отсечение, что вас затянет под один из этих «мостов», и тогда не поможет даже ваш шикарный космический скафандр». Ларри только улыбнулся...

Плот с Престоном и Чэпменом отчалил от берега, и в следующую секунду бешеный поток помчал их вперед — к славе покорителей Среднего Лосося

Что же касается Среднего Лосося, то здесь смельчаку (или безумцу) предстояло не просто преодолеть многочисленные пороги и стгремнины, но и опуститься с тысячи двухсот до шестисот метров на 28-мильном 1 отрезке зажатой в узкий каньон горной реки. Престона ждал гигантский водный слалом, где «рекорд» равнялся четырнадцати человеческим жизням за один сезон. Престон заявил, что возьмет с собой лишь одного помощника — Джерри Чэпмена. Этот старый приятель Ларри Престона считался опытным покорителем горных рек, однако и он выразил сомнение в успехе... По его словам, главную трудность представляли даже не камни, между которыми предстояло лавировать на бешеной скорости, а холод. Ведь Престон выбрал для своего путешествия период с 15 ноября по 15 декабря, когда Средний Лосось начинает замерзать. Но выбор был сделан, причем на карту был поставлен не только престиж Престона, но и пари в 31 тысячу долларов.

Престон не собирался очертя голову бросаться в безнадежную авантюру. Прежде всего для водного слалома был выбран и тщательно испытан трехметровый десантный плотик. Достаточно маневренный, он в то же время не боялся острых камней: жесткая оболочка и восемь автономных надувных секций де-

1 Миля — 1609» метров.

или... Следом стартовал и понтон Поттера. Через несколько минут оба суденышка скрылись за белой завесой внезапно налетевшего снежного заряда. Температура упала до пяти градусов ниже нуля.

Неприятности начались на первом же перекате. Понтон, который вырвался вперед, чтобы Поттер мог сфотографировать, как Ларри и его напарник будут брать первый барьер, налетел на подводный камень и перевернулся. К счастью, глубина оказалась небольшой, а подоспевшие Престон и Чэпмен помогли незадачливой команде вытащить на берег суденышко. Непредвиденная задержка сломала весь график. Плыть в неверном свете уходящего дня значило увеличить риск до безрассудства. Однако каждый лишний день грозил поймать плот в ледяной капкан.

Оба суденышка пристали к берегу — нужно было разбить лагерь для ночлега. И тут Престон, пожалуй, впервые пожалел о том, что выработал столь жесткие условия плавания по Среднему Лососю. Кое-как он стянул промерзший костюм до пояса, но дальше дело застопорилось: резина никак не хотела выпускать посиневшее от холода тело.

— Эй, ребята, кто-нибудь помогите мне! — позвал Престон.

Остальные четверо выпрямились и переглянулись.

— Прости, Ларри, но ты же знаешь условия. Да

76