Вокруг света 1974-01, страница 24

Вокруг света 1974-01, страница 24

В 11.45 президент собрал своих дочерей и всех женщин, находившихся во дворце (всего 9 человек), и приказал им покинуть «Ла Мо-неду», поскольку считал, что они могут погибнуть. Он попросил у нападающих трехминутную передышку для их эвакуации, но фашисты ответили отказом. В этот момент войска начали отходить от дворца, чтобы дать возможность самолетам атаковать «Ла Мо-неду». Это позволило женщинам покинуть дворец.

В 12.00 послышался рев самолетов, раздались взрывы ракет. Однако телько к двум часам дня нападающим удалось прорваться в одно из помещений второго этажа. Альенде с несколькими товарищами забаррикадировался в Красном зале. В тот момент, когда он отстреливался от рвавшихся туда фашистов, пуля угодила ему в живот. Альенде оперся на стул и продолжал стрелять, пока вторая %пуля, попавшая в грудь, не сразила его. Уже мертвого, его буквально изрешетили автоматной очередью. Увидев, что президент убит, его личная охрана бросилась в контратаку и заставила фашистов отступить. Затем товарищи перенесли тело Альенде в кабинет президента, усадили в президентское кресло, надели президентскую ленту и обернули чилийским флагом.

Лишь к четырем часам дня пожар, продолжавшийся в течение нескольких часов, подавил последние очаги сопротивления...

Через месяц после военного путча газета «Вашингтон пост» опубликовала секретную стенограмму заседания подкомиссии по межамериканским делам палаты представителей конгресса США, на котором выступал директор ЦРУ Уильям Колби. Он признал, что ЦРУ причастно к фашистскому перевороту в Чили: его агенты действовали среди всех оппозиционных правительству Альенде партий, причем особенно активно «поддерживали тесные контакты с чилийскими военными».

«ОПЕРАЦИЯ ЧИЛИ»

— Нет, сеньор, ответа из Панамы мы еще не получили. А почему вам хочется лететь именно в Панаму? Что-то за последнее время русские зачастили на перешеек. Неужели вам недостаточно дел на Кубе и у нас, в Чили? Впрочем, давайте пошлем напоминание. Заполните вот -этот бланк. Текст мы передадим бесплатно, вы же наш клиент.

В те дни трудно было предположить, что телеграфные депеши, которыми я чуть ли не каждый день бомбардировал Панама-сити из Сантьяго, шли совсем по другому адресу. Только через неделю, когда я остался в зале ИТТ — американской компании «Интернэшнл телефон энд телеграф» — один на один с маль-чишкой-уборщиком (администратора срочно вызвали к шефу конторы), он шепотом объяснил, что все мои телеграммы идут в Вашингтон. Сам же сеньор администратор получил указание во что бы то ни стало выяснить цель моей поездки в Панаму.

Обивать пороги ИТТ после этого было бессмысленно. В нарушение инструкции консула Панамы в Сантьяго я послал телеграмму чи

лийским телеграфом. Ответ получил быстро, и через неделю у меня уже была в паспорте фиолетовая панамская виза.

Готовясь к поездке в Панаму и Коста-Рику, я совсем было забыл о странном поведении администратора ИТТ. Что скрывалось за ширмой ИТТ, я узнал за день до отъезда из Сантьяго, когда чилийская печать опубликовала первые сенсационные материалы о заговоре ИТТ и ЦРУ против Чили.

«Необходимо как можно скорее сообщить места для ловли форели в Чили. Высокопоставленные лица из Нью-Йорка намечают выехать в сентябре — октябре на рыбную ловлю, и им надо знать, где она разрешается». Эта зашифрованная телеграмма была направлена агентом ЦРУ, служащим ИТТ Робертом Бар-рельесом своему 'подчиненному — заведующему филиалом ИТТ в Сантьяго Хуану Ка-пельо — меньше чем за месяц до сентябрьских выборов 1970 года.

Накануне выборов Хуан Капельо послал в штаб-квартиру ИТТ и ЦРУ подробный отчет о перспективах президентских выборов и намечаемых в связи с этим акциях. «Если Альенде будет на первом месте,» а Алессандри или То-мич — на втором, конгресс может избрать того, кто получил второе... Если же сторонники Альенде попытаются воспрепятствовать этому, на сцену выступят вооруженные силы, чтобы «гарантировать уважение конституции». Это может послужить хорошим поводом для беспорядков».

За неделю до выборов другой сотрудник ЦРУ, Хэл Хендрикс, телеграфировал Капельо: «Сообщаю, что Боб Баррельес едет в Сантьяго, чтобы подготовить специальный репортаж в течение ближайшей недели». «Репортаж» действительно был подготовлен: после выборов в Сантьяго под руководством Баррельеса было совершено несколько террористических актов, но массовых беспорядков, на которые рассчитывали их организаторы, они не вызвали. Прогнозы местных резидентов ЦРУ пессимистически предвещали возможность избрания Альенде на пост президента конгрессом Чили. Вашингтон требовал решительных действий. Деньги для «решительных действий» в сумме одного миллиона долларов выделило ЦРУ руководство все той же ИТТ.

8 октября Хендрикс и Баррельес снова появились в Сантьяго. Остановившись в отеле «Каррера», они целыми днями совещались с сотрудниками американского посольства, со связным отставного генерала Вио — его зятем Раулем Игуальтом, разрабатывая в деталях «план Альфа» — составную часть «операции Чили».

Суть этого плана заключалась в следующем: создать в Чили обстановку экономического и политического хаоса, прибегая к террористическим актам. Уже тогда в планах заговорщиков фигурировало возможное убийство Сальвадора Альенде и осуществление государственного переворота. Но на пути путчистов возникло неожиданное препятствие. Главнокомандующий сухопутных войск Чили генерал Шнейдер категорически заявил, что он свято будет хранить верность конституции. Тогда ЦРУ поручило своему отставному генералу Вио физически устранить Шнейдера.

...Мартовское утро выдалось холодным, с про

22