Вокруг света 1974-07, страница 31

Вокруг света 1974-07, страница 31

На многих обрывках писем сохранились только фамилии К

В числе других находок, сделанных нашей экспедицией прошлым летом, — карманный, со спичечный коробок, календарик за 1942 год, принадлежавший, верно, одному из участников Аджимушкайской обороны. На нем удалось прочесть две слабые карандашные записи: «Семь Колодезей» и «Карьер».

В портмоне, о находке которого мы упоминали во 2-м номере журнала, реставраторы обнаружили остатки комсомольского или партийного билета (документ плохо сохранился, видимо, из-

1 В нашей «описи» есть фрагменты писем: «Кондрату... от Федора Петровича. 7 мая 1942 г.». «В; И. Букрину». «Юре Возник от Л. Пивачук».

«Бузевой Анне Ивановне. Адрес: Гремянский р-н Воронежской обл. Обратный адрес: Действующая армия 72 ППС

о.к.ш.».

«Письмо Райке. Обратный адрес: Действующая армия... 1470 ЛЛП Артпарк... ондреву».

«Письмо Фрузы Коле». Текст этого письма почти полностью сохранился. Но это единственное из наших писем, о котором (и через 32 года) нельзя не сказать: хорошо, что солдат не получил его перед боем!

«Гончарову Борису (Ивановичу). Обратный адрес: ОВСБ, 3-я рота. А. Ф. Лавруш(ина)». «72 ППС 19 ОДЭбл. О.К.Р. ... мяну Григ...» «Город Красно... Аэродромная... Бойкс> Вита (лию)». «Красноармейцу Тихону... Обратный адрес: Темиргоевская Краснодарского края, ул. Ленина, 40». Кроме адреса, на обрывке лишь строчка: «Поздравляем тебя с 1-м маем...» «Пошехоновой».

«Сыну Элико от отца». Обрывки строк, слов. «Мой, мальчик... тяжело... вижу... тебя».

«Керчь. — ПСД — капитану Гвенетадзе для передачи мл. лейтенанту Титберидзе Вахтангу Георгиевичу. Обратный адрес: Тайчуг-Титб».

«Брату Володе с приветом от кума Михаила Кузьмича из города Читы». «В. Дудакову».

И наконец... письмо с детской ручкой, обведенной карандашом. «Здравствуй пава и дядя вася». Адрес: 72 ППС О.З.А.Д... получит Пилю (х)ин Вася. Обратный адрес странный (Е.) К.Т.Р.С.К. Почтовый штемпель отправления: Краснодарский край, Темрюкский район.

НЕБО У НАС ОДНО

Энн Креем, астрофизик из Эстонии, июньской белой ночью объяснял мне эстонское небо. В неясно мерцавшем семизвездии Большой Медведицы я увидела Телегу, рядом с ней — Мужика и связанных единой упряжью Быка и Волка, попавшего туда согласно старому преданию за провинность: задрал быка, когда тот трудился на пашне, а это великий грех. В созвездии Орион я разглядела Грабли и Мотыгу, а там, где древним грекам виделись Плеяды, отчетливо проступало крестьянское Решето.

Энн сказал: «Мы привыкли к небу, заселенному древнегреческими героями и богами. Но у каждого народа было свое небо^ И каждый народ свое небо заселял соответственно своим земным представлениям, мечтам и делам».

С особой четкостью я почувствовала это, когда в эстонской обсерватории Тыравера рассматривала звездную карту, собранную из местных камней по данным старинной народной космологии художницей Лагле Израэль.

...Заботливый хозяин оградил стог сена жердями и вынул одну, чтобы зимой удобней было его доставать. По этой причине с тех пор в семизвездной Короне Северной существует заметный разрыв. Правда, на острове Сарема, откуда родом Креем, говорят, что жердь эту вынули пастухи... Двухколесная деревенская бричка за долгую верную службу водружена на небо в том самом месте, где мы

за сырости), зеркальце и синий, аккуратно сложенный платок, вышитый крестом.

Прочитан и другой крошечный клочок бумаги с размытым текстом: «Прошу выдать 50 г. табаку, а без курева не помирать же!..» С запиской лежала иголка и курительная бумага, а рядом под слоем земли — желтовато-зеле-ная горка пулеметных гильз. В этом месте кругом в земле были винтовочные и пулеметные гильзы, патроны, а в стенах штольни наши саперы выявили миноискателями глубоко впившиеся в камень гранатные осколки...

А недалеко от этого места мы увидели книгу стихотворений Беранже, придавленную большим камнем и раскрытую ца известном стихотворении-песне поэта: «А он-то все хохочет, — да ну их, говорит! Вот, говорит, потеха! Ей-ей умру, ей-ей умру, ей-ей умру от смеха!»

...И что, пожалуй, пока самое ценное: «Список комсомольцев 1-й роты», который 25 июля 1973 года нашли одесситы. Но как до обидного мал этот обрывочек! На нем сохранились с левой стороны часть имен и отчеств комсомольцев и неполные адреса! Читается город, область, край, но часто нет продолжения: улицы, села, дома.

Лишь одни данные мы пока сумели прочитать: «...Николаевич, к-ц, 1922, рабочий, чл. ВЛКСМ с 1938 г., Москва-83, 2-я Хуторская...» (В Москве есть такая улица и сегодня, но сейчас здесь новые дома.)

Мы знаем еще, что человек, который жил до войны по этому адресу, был в каменоломнях с 10 мая 1942 года. Хочется надеяться, что он жив (как сержант В. С. Козьмин, медальон которого найден там же, где и список) и его память или память других участников Аджимушкайской обороны поможет нам по обрывкам сведений установить имена и фамилии комсомольцев 1-й роты, защитников Аджимушкая.

привыкли находить Лиру. А с Сириусом, по которому еще древние египтяне узнавали о приближающихся разливах Нила, в эстонском небе связывалась продолжительность трудового дня. Его называли здесь Звездой Раба, ибо лишь с появлением этой звезды на небосводе батраков отпускали домой: зимой в шесть вечера, летом в четыре утра...

У каждого народа свое небо. И каждый народ оставлял на нем путевые вехи — верстовые столбы своей культуры. Геракл увековечил себя делами, которых никто никогда не сумел повторить. Персей обезглавил Горгону — чудовище, на которое до него безнаказанно не удавалось даже взглянуть. И хотя в небе Тыраверской обсерватории, сделанном из эстонских камней, нет подвигов героев, но в его дотошной крестьянской основательности закреплен не только повседневный быт. Ведь история о волке, принужденном отрабатывать вину, трудясь в одной упряжке с быком, при всей непритязательности вымысла ценна своей Попыткой отразить изначальные представления о справедливости.

...У каждого народа свое небо. Но общая долгая история человечества оставила на нем то, что ценным было для всех. Так в тысячелетней истории открытия вселенной отчетливо проступает стремление разных народов осознать взаимозависимость человечества.

У каждого народа свое небо. Но для всех оно все-таки только одно.

Э. ДАНИЛОВА

29