Техника - молодёжи 1984-03, страница 52Шлиф бивня мамонта из сала Гонцы Лубенского района на Полтавщи-не с записью наблюдений фаз Луны (XV—X тыс. до н. э.). звездиями, то названия созвездий были именами богов. Многолетнее исследование древних народных названий созвездий на Днепре показало астральную природу язычества Руси и одновременно осветило многие вопросы связей Руси с древнейшими цивилизациями. Собранные названия (аст-ронимы, или гкосмонимы) были исследованы, датированы и нанесены на звездную карту. Выяснилось, что они относятся к V-—III тысячелетиям до нашей эры и эпохам более древним. Все боги киевского пантеона князя Владимира, летописей и фольклора оказались созвездиями или небесными телами (см. рис. в заставке). Интересно, что языческие обряды календарных праздников соответствуют движениям созвездий и небесных тел, а также данным летописей и фольклора. Есть смысл говорить о возникновении новых научных направлений •— астроэт-нографии, аетрофолыклористики, астроархеолопии; они позволили вскрыть древнейшие культурные связи Киевской Руси. Из 15 главных астральных богов Руси (их раз- Монументальные скульптуры из пещеры Буши Винницкой области. Фигура жреца, а также символические изображения восточных этрусков — Олень и Петух. ноэтнических названий еще больше — 25) рассмотрим подробнее трех: это Волос, Перун и Стрибог. Волосом (Велес и Тур «Слова о полку Игореве») на Украине называют зодиакальное созвездие Тельца, а Телец со скоплением Плеяды носит имя Волосожар, то есть ЯСар (или Небо) Волоса. Слово «Волос», как и многие другие аналогичные названия, расчленяется, по-видимому, на собственно имя божества — Вол — и поясняющее окончание (в данном случае готт-ского происхождения) «ас» (бог). Вол — это чисто славянское (даже протославянское) название созвездия Тельца, однако в Киеве употреблялось и другое его название — Тур. Исследования советского ученого академика Н. Марра показали, что Тур был божеством неба у причерноморских этрусков. Переместившись на запад, они впоследствии передали это древнее название римлянам, которые и сохранили его до наших дней (по-латыни созвездие Тельца называется Taurus). Вот откуда величальное «Яр Туре Всеволоде!» не «Слова о полку Игореве». Вот откуда Турья божница в Киеве на Подоле. Оба слова •— Тур и Вол — хронологически уходят в далекое прошлое и связаны общей космогонией, мифологией и предысторией двух родственных народов — славян и этрусков. Любопытно, что имя созвездия Тельца •— Вол (Тур) — относится к эпохе, когда в этом созвездии наступало весеннее равноденствие и созвездие было главным божеством древних цивилизаций (IV—III тыс. до н. э.). Имя Вол отражено в сохраненных треками мифах о том, как титан Кронос (бык) низложил бога неба Урана, а «затем был сам свергнут Зевсом и, оскопленный, бежал в Италию. Имя Волос (Вол-бог, то есть оскопленный Тур, Кронос) отражает эти древнейшие мифы. После падения Трои этруски долго передвигались на взапад по суше и пришли в Италию- (в VII веку до нашей эры. Но праздник, рождения Месяца — Щедрый вечер на Руси и праздник Януса у этрусков ■— остался одним и тем же. Его обряды — жертвенные лепленые пироги и гадание по внутренностям животных — были распространены только в Киевской Руси и у этрусков. Характерны общие элементы быта, например, обязательные лежанки в домах и скрини — сундуки для хранения одежды. Этнокультурная близость Руси и этрусков особенно очевидна при рассмотрении их: главных богов — Перуна и Стрибога, воплощающих зодиакальное созвездие Стрельца. Исходя из астральной природы языческих богов Руси, следует считать, что Перун, или Стрибог (соответствующий созвездию Стрельца), стал божеством' грома и молнии в эпоху, когда весеннее равноденствие приходилось на это созвездие, то есть в позднем палеолите, примерно в XX тысячелетии до нашей эры. Чрезвычайную древность Перуна подтверждает такой факт: это божество — под разными именами — известно многим народам. Иранский Пейрамун, древнегреческий Гиперион, индийский Пард-жанья и многие другие древние боги — все это, по-видимому, различные «воплощения» одного й того же Перуна, повелителя грома и молнии. Но в чем же заключается его астральное содержание? Из истории астрономии известно, что .главным божеством древних народов Восточного Средиземноморья было, как правило, то или иное созвездие «зодиака. Раз в год, когда новолуние приходилось на это созвездие, устраивали празднество, характерной чертой которого был, например, обряд вождения символического животного, посвященного божеству. Так, фракийцы в Афинах и фракийском городе Мендес-се во время торжеств водили козу — об этом пишут Платон и Тит Ливий. Коза символизировала Луну у одних племен, а у других — звезду Козу (современная Капелла, альфа Возничего). На Днепре с древнейших времен до наших дней водят Козу в новолуние, которое приходится на зимнее солнцестояние в созвездии Стрельца. Да, зодиакальное божество наших предков ■— созвездие Стрельца. Это и есть главный бог Руси ■— Перун. Согласно языческой мифологии Руси Солнце рождается именно в этом созвездии, в зимнее солнцестояние. Эллины сохранили мифы и обряды, по которым отец Солнца, Гйперион (один из 12 титанов, созвездий зодиака) — это титан зимнего солнцестояния, то есть Стрелец. О том, что Перун — отец Солнца, свидетельствует и принятый на Руси обряд (закалывать на праздник рождества кабана (вепря) — жертвенное животное, посвященное Солнцу.. Совсем недав- Чаша натакомбной археологической нультуры из района Макеевни с символическим изображением зодиака (2-е тыс. до н. э.).
|