Техника - молодёжи 1984-03, страница 50иое действие на больных во время эпидемий мощные звоны, когда сразу бьют тысячи собранных на малом пространстве колоколов? История медицины, впрочем, умалчивает, был ли найден ответ на этот вопрос. Лишь Фрэнсис Бэнон позволил себе однажды сослаться на поверье, что «'зычный звон колоколов в многолюдных городах, случалось, разгонял грозу и развеивал чумной воздух». Английский этнолог Д. Фрэзер упоминает о греческой легенде, согласно которой вокруг ложа новорожденного Зевса плясали жрецы, ударяя мечами и копьями в щиты для того, чтобы уберечь его от смерти, и высказывает при этом предположение, что греческая легенда передает воспоминание о древнем обычае, сопровождавшемся с целью охраны жизни младенцев лязгом металла. «В Китае, — пишет Фрэзер, — главным инструментом для производства шума является гонт... его гудение изо дня в день оглашает всю империю, в особенности летом, когда повышение смертное пи вызывает усиленную борьбу с дьяволами...» В Африке тучемцы часто прибегают к колоколам. Дусуны Северного Борнео раз в год торжественно изгоняют духов, приносящих болезни, из своих деревень, звонят в колокола и гонги... В юго-восточных областях Борнео средн даяков принято день и ночь бить в гояг, пока тело умершего остается в доме... Подобных примеров можно привести множество. Но вот что 'Интересно. Звоном металла принято было сопровождать далеко ие всякую смерть! Звук этот раздавался в весьма определенных случаях. Описывая быт и нравы спартанцев, Геродот рассказывает: « Посмертные-де почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщают во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы... Если же смерть постигнет царя на поле брани (то есть не от болезни. — В, К.), то в доме устанавливают изображение покойного и на устланном цветами ложе выносят для погребения...» Таким образом, звоном металла спартанцы отмечали именно «мирную» кончину. Геродот подчеркивает, что те же обычаи существуют у большинства варварских племен. Похоже, что не забота о душе усопшего и не стремление оказать посмертные почести руководили дохристианскими блюстителями неписаных законов. Но что же? Мирная кончина в те далекие времена — в отличие от гибели в бою — очень часто означала смерть от какой-либо распространенной ин фекции или эпидемии. Как мы теперь знаем (а древние не знали этого), к губительным эпидемиям и инфекциям, уносящим и сейчас еще множество человеческих жизней. непременно причастна определенная цепочка живых существ. Ее составляют микроорганизмы, затем их переносчики, насекомые (блохи и прочие), и, наконец, невольные «хозяева» этих насекомых — мыши, крысы и другие грызуны и мелкие животные. Человек как бы замыкает эту зловещую цепочку. Так вот, на все промежуточные звенья оказывает, как нам сейчас определенно известно, угнетающее, подавляющее и даже разрушающее действие ультразвук. Да, тот самый ультразвук, что присутствует в звоне колоколов и вообще в звоне металла. Вполне понятно, что основным звеном, на которое наиболее эффективно мог воздействовать древний человек с его примитив-иыми генераторами ультразвука, были, очевидно, домашние грызуны — мыши и крысы. Они весьма чувствительны к ультразвуку и^не терпят его; и они же являются классическими переносчиками чумы и других страшных болезней, разраставшихся в далекие времена до эпидемий. Можно представить, что при первых признаках заразы или при начале опасного в этом смысле периода люди древности звоном и лязгом металла начинали изгонять «демонов» — крыс. Звон, он же ультразвук, непрерывно раздаваясь днем и ночью, подавлял обитавших в подвалах грызунов и вынуждал их покинуть негостеприимное селение. С уходом опасная цепочка передачи болезни разрывалась, и эпидемия затихала... Ничто, следовательно, с точки зрения законов физики, биологии и логики не препятствует колокольному звону оказывать определенное предупреждающее или сдерживающее воздействие на течение эпидемических процессов и развитие отдельных инфекций. И очевидно, далеко не случайно люди издревле прибегали « спасительному звону металла во имя торжества жизни. Так сквозь мистические покровы древнего впечатляющего ритуала проглянула жестокая и прозаическая жизненная необходимость. В древности человек, конечно, не знал ни о вызывающих эпидемии микроорганизмах, ни о действенном ультразвуке. Но он имел свое представление о них. Сегодняшние же исследования приоткрывают завесу времени, вполне научно объясняя то, что еще совсем недавно казалось досужей выдумкой предков. Киевлянин Александр Павлович Знойко — участник IX Всемирного съезда славистов (1983), автор десятков опубликованных научных работ, открытия и шести изобретений. По специальности он физикохимик, однако уже более 2S лет занимается древнейшей историей культуры и этногенезом Руси и ее предшественников. В публикуемой статье лишь кратко изложены некоторые выводы большой работы А. Знойко; »та работа, несмотря на необычность выдвигаемых в ней идей, получила одобрение со стороны ряда специалистов, представителей самых различных областей знаний. Мы помещаем выдержки из некоторых отзывов. СЛЕДЫ НА НЕБЕСНОЙАЛЕКСАНДР ЗНОЙКО, г. Киев Откуда пришли этруски? Многие археологи и историки признают, что некоторыми куль-турными и государственными успехами pi-мляне были обязаны своим предшественникам — этрускам, выедающемуся народу древности, пришедшему на Апеннинский полуостров не ранее VII—VIII века до нашей ары. Первыми императорами Рима были этруски. Римляне заимствовали у этрусков многие верования и традиции, а также достижения в области астрономии, архитектуры, сельского хозяйства, металлургии, мореплавания... Этрусский народ сложился из двух частей ■— западной и восточной, распространившейся из Восточного Средиземноморья через Северное Причерноморье на запад (так считали, в частности, Н. Марр и Н. Державин). Вопрос об их происхождении занимал еще античных ученых. Так, Геродот считал, что этруски пришли из Лидии (Малая Азия). Дионисий Галикарнасский, изучавший родословную этрусков пятью столетиями позже, не соглашался с этим воззрением.. Если так, возражал он, то у этрусков и ли-дийцев должны быггь общие боги, общие элементы языка, традиций н быта,- Однако этого нет. 46
|