Техника - молодёжи 1984-03, страница 53яо на Руси, кяк и у этрусков, _ не pi.VTpeHHoCTPм кабала гядали- Любопытея. символический об1яд Киевской Руси в ствол священного дуСа 'а Перун еще и дубовый бог) заделываллсь челюсти молодого вепря — символ новорожденного Сслрца. Такие священнее дубы найдены археологами в Днепре. Что означаю4' даена Перун и Стрчбог? Почти на всех славянски* ячыках «перун» — что молния. Но £ Haj из имени <"!трибог ■: гоказывает, что это все тот же многоликий Перун. Название лоехеднт к главному этрусскому божеству, богу грома и м >лнии Satrcs, :шя которого снабжено понятным по тснением. Не углубляясь в этимологические тонкости, укажем, что слово «стрела» пс чешски и по-словацки оянв-чает опять-таки молнию, И мы вновь возвращаемся к Стрельца... •Каким жр образом попало на Русь имя Стрйбогя? В далеком прошлом, которое <мы здесь рассматриваем, многие племена носили имена богов, а реки и (местности назывались по племенам Иные ив них на территориях равных племен назывались по-разюму. Ьо многих случаях названия эти 'этнонимы, гидроним': топонимы) сохранились до наших дней Очень многие из ни* имеют в Юго-Востпчной Европе корень «стри». (Мы знаем племя Истры, давшее ття Истру (Дунаю), племена Сатры и Стримоны. То «t сочетание звуков «ходит в очень мкогие начвяния рек и населенных пунк тсв: Днестр, Стривиго^, Струга, Стронавка, ТЗыстрица, Стропа Стрыя, Стрый, Стрыла, Строи! е, Сгриш=вка, Острава, Стрдшбро... Следы ведут через Украину, Моравию, Чехосло] акию, Австрию в Италик, Несомненно, это тот этнический район, где некогда обитали племяна, поклонявшиеся богу Стри. Главному 'божеству этрусков. Археологи нашли в Пьяченце сделанну! i из 'бронзы печень, служившую для гаданий по внутрен! о-стям. На ней выбито игтя главного бога этрусков Satres. К нему этимологически и семантически восходит патччекое на оъани созвездия Стрельца — Sagittarius: огю означает бу овально «Куюшир (посылающий) стрелы-молнии». Видимо, римляне сохранили шля назван 1я созвездия имя бога ьтруоков, как и в случае созвездия Тельца Вспомним строки «Слова о полку И^о-реве» о -ветрах — «с-рибожъих внуках», веющкл. с моря стрелами молниями. Круг замывается, v древня.' история, которая может показаться на первый взгляд хаотичнои и разобщенной, оказывается в деисты» тельности цельной и органичной, ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ Работы А. П. Знойко — результат многолетних трудов. Они штеоесны тем, ''то, исслр.л^'и язычестзо Древней Руси, А П Знойко расс.латри вает его на широком историческом фоне, с-оэтывам период жизни индоевропейских народов с эпохи Три-полья до наших дней. Автором ис-г. о.гьзустся комплексный метод исследования: ппивлекаются, кроме истории, археология, этнография, этимология, лингвистика, астрономия. Ясычес"-во Древней Руси А. П. Знойко сопоставляет с верованиями пред-кив древни* славян, древних греков и других народов, жив пих на берега:; Средиземного моря. Такой подход дает автору возможность доказать, что языческие боги Древней Руси являлись созвездиями или небесными телами, и их назиания были известны народам Присредн.чемноморья и Причерчомо рья задолго до нашей эры. В результате исследования, проведенного А. П. Знойко, вырисовывается совершенно новое представление как о язычестве Древней Руси и ее куль гуре, так и о культуре Средиземноморья. О. ДЕРЖАВИНА, старший научный сотрудник Института миоовой литепатуры имени А. М. Горького АН СССР, доктор филологических иаук Большой заслугой А. П. Знойко шляется то, что он в результате многолетнего труда широко используя научную литературу и восточнославянское устное народное творчество (к сожалев ию, почти отсутствуют ссылки на белорусский фоль клор), показал теснун связь дохри стиа 1ской (языческой) религии с ас троном ией, космогоническими представ [ениамн о вселенной. Широкое использование фольклор-чых, лингвистических, этнографических и астрономических данных дало возможность автору выдвинут, целый ряд гипотез, предположений, интересных дегадок о связи дохристианской религии древних славят- с астрономическими явлениями. Именно в этом состоит основная ценность исследования А- П. Знойко, Г. СЕРГИЕНКО, заведующий отделом и< тории феодализма Институт." истории АН УССР, доктоо исторических Лук; И ШЕКЕРА, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук А. П. З.гейко очень у эедитель") и обстоятельно из/чае- пантеон древнерусских богов и устанавлигает. то, что мы называем древнерусской цивилизацией, може- быть >ti дчи-нуто в глуо/- времен. Поэтому, считает А. П. Знойко, мы сможем половому досмотреть на чредыгторию Киевской Руси. Разумеем я, для ис "орика, который привык к уже сложившимся представлениям, подобные утверждения звучат парадоксально. Однако именно история дает нам массу примеров, как то, что каза лось доказанным раз и навсегда, подвергалось потом пересмотрам и дополнениям. Сдниг из важнейших чьдодов А. П. Знойко являемся утверждение, что древнеславянсгай культ природы, отраженный в гантеоне богов, ячляетс5 достиже шем самих славянских народов. Особый интерес представляют доказательства того, чте древнерусский Перун адек вате! Стрибогу этрусков н созвездию Стрельца В. КУЗАКОВ, старший научный сотрудник Института истории естествознрния и техники АН СССР Достоинством работь А. П. Знойко следует считать то. что этногенез елгвян подается в связи с процессами, происходившими на территории Присредизеыноморья и Причерноморья. И подтверждается это примерами из космогонии, мифологии и описачием обрядоь асгрального куль та. Комплексно испольгуются авто ром (Ьакты, почерпнутые из истории, археологии. этнограЛии, фольклора, ономастики, лингвистики. астрономии. Это дало возможчость автору обосновать ряд впервые выдвинутых положений Работа А. П Знойко пьедставпяет значительный научны?" интерес длг специалистов различных отраслей знаний Ф. ШЕРЧЕМГ, член-корреспоидеут АН УССР, доктор исторических иаук, профессор Астрономически" аспекты рассматриваемой проблемы привлечены ав тором обоснованно и раскрыты пра вш ьнс Некоторые упрощения, ис-пользованныг ав.-орим, на суть рассматриваемой задали не вли.я: от Они впо.. допустимы и только облегчают общее понимание вопрос? *Д. ПОНОМАРЕВ, кандидат ф"зико-мате"атмчегки "«.у старший научный сотрудник ГАИШ 3 «Техк-нка — молодежи» Jfr 3 49
|